Философская антропология Шелера


Философская антропология Шелера

Понятие философской антропологии Макса Шелера

Определение 1

Макс Шелер является основателем философской антропологии. В частности, в своих учениях он рассматривал место человека в Космосе, его значение для окружающего мира. Он установил, что человек является частью Вселенной, частью животного мира и окружающей среды.

Однако имеются как схожие признаки, отличающие человека и животных, так и различия между ними. В качестве схожих признаков можно выделить следующие:

  • наличие сходных систем питания,
  • наличие инстинктов, органов чувств,
  • сходные системы телосложения,
  • сходное строение внутренних органов,
  • схожие функции конечностей.

В качестве отличительных черт человека можно выделить:

  • отсутствие волосяного покрова, необходимого животным для защиты от негативных условий окружающей среды,
  • отсутствие такой защиты, как клыки, когти, рога, копыта и так далее.

Кроме того, у человека, в отличие от животных, имеется разум, что также определяет его место в окружающей среде. Интересным является тот факт, на который обращают внимание множество ученых, что человек, который в младенчестве очутился в дикой природе и проживал среди животных, впоследствии никогда не сможет вести человеческий образ жизни. Это означает, что многие знания, которыми владеет человек, не передаются по наследству, привить и развить их можно только с развитием ребёнка до взрослой особи, обладающей соответствующими знаниями. Это позволяет говорить об особой схеме эволюции, в ходе которой передаются только некоторые генетические признаки.

Человек и дух

Макс Шелер также говорит о наличии у человека духа, который определяет его индивидуальность в природной среде. Такой дух отсутствует у животных и имеется у человека в форме души. Это означает, что человек стремится к познанию окружающего мира, его задачей является познание его места, определение своей сущности. Пока данная задача не решена, человеческий дух не может успокоиться.

При этом необходимо учитывать, что человек как социальное существо постоянно меняется и совершенствуется. Если меняются информационные технологии, вместе с ними растет и человек. Если меняются правила поведение в обществе, человек вынужден под них подстраиваться, так как он является социальным существом. Однако учёных занимал именно вопрос относительно сущности человека, то есть вопросы о том, зачем человек существует на нашей планете, какова цель его существования. Немаловажным вопросом является определение его физического и духовного начала, выявление физических и психических особенностей развития, отличающих его от других животных.

Особый акцент учёные делают на то обстоятельство, что человек сам является микромиром, живым организмом, в котором регулярно текут процессы. То есть человек сам по себе является миниатюрной загадкой, которую до конца так и не удалось пока что разгадать. Он является творцом культуры, носителем духовности, разительно отличается от всего остального животного мира. Человек претендует на звание «самое главное существо на нашей планете» и обладает для этого необходимо потенциалом.

Замечание 1

Философская антропология выступает в качестве синтеза антропологии, онтологии и космологии, а также совокупности ряда других наук, основными целями которых является познание человека как живого существа и его роли в этом мире.

Если примерно в 60-70 годы XX века в философской антропологии имелась тенденция единого идейного движения, на сегодняшний день мнение ученых относительно происхождения человека и его роли сильно разнятся. Это обуславливается быстрым развитием человека, молниеносным развитием информационных технологий, развитием различных концепций и направлений в данной сфере.

Например, можно выделить теологическую или религиозную концепцию, социологическую концепцию, психологическую концепцию, этногеографическую, педагогическую, а также ряд иных направлений исследования человека и его организма. Указанное направление рассматривает человека как потенциальным объектом для изучения, например, анатомия. Философ же изучает именно представление о человеке и актуальные вопросы развития его разума. С этой точки зрения изучают сомнения древних ученых, старые писания и письменные источники, актуальные вопросы сознание человека.

Значение человека для космоса

Важным в этой сфере является установление соотношения биологического и социального в человеке. Человек, с одной стороны, является частью живой природы - это бесспорно. С другой стороны, он является живым существом, что практически не отличает его от любых животных. Именно поэтому человек, имея общие признаки животных, обладает также индивидуальностью, которая обуславливает особенности его мышления, неповторимые черты как особого социального существа. С другой стороны, если человек оторван от общества, он развивается лишь как биологическая особь и утрачивает свою возможность стать человеком как таковым, то есть он никогда не сможет нормально разговаривать, овладеть навыками общения, а также обучиться труду.

Указанные обстоятельства говорят о том, что имеется два подхода к определению человеческой природы: дуалистический и монистический. Первый подход имеет место еще с доисторических времен. В рамках него человек существует в качестве существа, а именно организма, который обладает признаками материальности, при этом у него имеется нематериальная душа, являющаяся особой сущностью, управляющей данным организмом.

Согласно второй концепции психика человека, его чувства и эмоции выступают в качестве результата жизнедеятельности нервных клеток, которые выступают в качестве составных частей человеческого организма. То есть человек не прилагает особых усилий для появления у него каких-либо эмоций, за него это делают его клетки. Однако суть данного подхода говорит о том, что на сегодняшний день нет данных, которые могу доказать, что нервные клетки действительно способны жить самостоятельной жизнью и заставлять человека испытывать какие-либо эмоции, за исключением гормонов. То есть природа человека не способна выходить за свои пределы, все процессы протекают только в рамках организма человека с учётом его выносливости.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :