Возрастная психология детей


Возрастная психология детей

Отношения ребенка с родителями

Одним из первых признаков проявления узнавания ребенком окружающих людей является улыбка. Мнения о причинах улыбки у младенца расходятся, но известно, что к двум месяцам она появляется при виде человеческого лица.

Именно с двух месяцев младенец начинает отличать лицо матери от других, а к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится крайне избирательной. В этом возрасте детям свойственно испытывание страха и смущения при появлении незнакомцев.

Маленький ребенок обладает более крепкой психикой, чем взрослые. Маленький ребенок проявляет опережающую активность, заботясь о собственных интересах. Ребенок имеет собственные задачи в жизни относительно своих родителей. Когда взрослый подходит к малышу со своими задачами, ребенок делает то, что входит в перечень его планов и интересов.

С первых минут жизни ребенок активно использует свои эмоции чтобы добиваться от окружающих того, что он хочет. Дети в год уже способны осознанно управлять родителями и близкими взрослыми.

Большая часть детских эмоций – это не реакции и даже не механическое отражение действий родителя, а их личные маленькие творческие проекты. Когда-то они представляют собой исследование, иногда игру, иногда проверку родителей на прочность, иногда месть за то, что не получили желаемое.

Маленький ребенок предполагает активное управление отношениями, он всегда имеет массу планов и замыслов, а что будет происходить у родителя и ребенка – решает не только родитель, это уже сложный круг взаимоотношений.

Каждый ребенок рождаясь создает свой собственный мир, теперь он живет в нем, создавая и принимая своих персонажей и свои истории.

Взаимодействие между детьми

Процесс взаимодействия детей развивается с возрастом. Дети до года, находясь вместе, вообще могут не обращать внимания друг на друга. Когда они становятся старше, они переходят к взаимодействию, зачастую потому, что одновременно стремятся взять один предмет, что и вынуждает их обратить друг на друга внимание. Игры детей в два года по своей сути не являются совместной деятельностью – каждый ребенок играет сам по себе. В дошкольном возрасте игра становится социально-ориентированной. В детском саду дети пяти лет играют в одиночку менее половины времени, обычно они играют группами по 4-5 человек, соблюдая определенные правила. Чем старше становятся дети, тем больше усложняется структура игр.

Замечание 1

С возрастом изменяется и устойчивость дружеских отношений, у маленьких детей дружеские связи мимолетны. Чем старше становятся дети, тем больше формируется дружеская привязанность, особенно это относится к подростковому возрасту.

Развитие ощущений и восприятия

Новорожденный младенец способен различать звуки речи, или фонемы, то есть у него уже отмечена способность, позволяющая понимать в дальнейшем речь. Новорожденный способен воспринимать постоянство формы. Постепенно ощущения становятся более четкими. С возрастом улучшаются сенсорные способности, восприятие глубины и цвета, остроты слуха. Отдельные способности, проявляющиеся рано, потом способности исчезают и проявляются снова только спустя несколько месяцев и в более сложной форме. Любые способности, проявляемые ребенком, с возрастом совершенствуются и становятся более дифференцированными.

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

В соответствии с одной интересной гипотезой, известно ограниченное число так называемых базисных эмоций, которые являются врожденными, хотя они не обязательно будут проявляться сразу после рождения. Такими эмоциями являются:

  • недовольство;
  • страх;
  • радость;
  • гнев;
  • удивление.

Например, гнев может быть вызван вмешательством в действия ребенка. Мимика и поведение, которыми дети выражают гнев, может распознаваться уже в самом раннем возрасте. Одинаковые проявления эмоций можно обнаружить в различных культурах, чем подтверждаются представления относительно их врожденного характера.

Детские эмоции и чувства являются продуктом социального научения, которое протекает в двух направлениях. Когда дети осваивают состояния, наиболее эффективно защищающие их от родителей или позволяющие им управлять родителями, взрослые стремятся обучить детей состояниям, которые интересны и удобны окружающим взрослым. Благодаря социализации у детей развивается собранность и воля, мальчиками осваивается роль мужчины и идет закладка основ будущей роли отца, а девочки примеряют женские роль, осваивают навыки, необходимые для их становления в качестве жены и матери.

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

Жизненные ценности в жизни ребенка проявляются разными путями. Иногда постепенным вызреванием, кристаллизацией чего-то первоначально аморфного во что-то определенное. Иногда эти процессы происходят резко как озарение. Также данный процесс может быть инициирован как извне, так и снаружи посредством традиций и ритуалов социума. Обычно жизненные ценности формируются в результате сложения следующих факторов:

  • сложившееся или готовое сложиться поведение;
  • внутренне или внешне мотивирующая ситуация;
  • смысловые формочки, подсказывающие человеку название и статус его новых жизненных ценностей.

Исследовательское поведение

Замечание 2

Обычно здоровые дети отличаются любопытством, хотя и отсутствуют точные данные, подтверждающие, что детям характерна природная склонность к саморазвитию. Скорее можно сказать, что дети развиваются тогда, когда их развитием занимаются родители.

С момента рождения ребенок активно исследует, причем исследует в первую очередь те объекты, которые движутся или претерпевают какие-либо изменения. Младенцы изучают все, что его окружает, при этом развивая слуховое и визуальное восприятие.

В раннем младенческом возрасте исследовательское поведение является несистематичным и плохо контролируется, однако к пяти месяцам младенец способен дотягиваться до предметов и тащить их в рот. Спустя еще несколько месяцев, он сам начинает искать предметы и в конце первого года приступает к активному исследованию всего, то его окружает, значительное расширение исследовательской деятельности значительно расширяется, когда ребенок начинает ходить.

Развитие речи

С момента рождения ребенок издает некоторый набор звуков, но речь он начинает использовать только достигнув примерно двух лет.

На протяжении первого года жизни у ребенка усложняется артикуляция, и количество звуков, которые он способен издавать, возрастает во много раз. На втором году жизни звуки, которые издает ребенок уже соответствуют основному языку, на котором разговаривают взрослые вокруг него.

От 2 до 5 лет дети осваивают родной язык по-настоящему. Он обозначает словами действующее лицо, сами действия, а также то, что подвергается действиям, осваивая различные речевые обороты, которые встречает в родном языке. Далее осваивает правильное изменение слов, учится их склонению и спряжению, и наконец, осваивает сложные предложения.

Еще одна особенности развития речи у маленьких детей – это быстрота, с которой ими усваиваются языковые нюансы. Ребенок к 5 годам способен воспроизвести свыше 95% специфических оборотов родной речи. После пяти лет дети продолжают пополнять свой словарный запас, усваивая сложные грамматические структуры, но развитие разговорной речи в этом возрасте уже завершается. Теперь перед ребенком стоит задача освоения письменной речи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :