Возрастная психология, ее объект и предмет
Определение 1
Возрастная психология – это одна из отраслей психологического знания, которая занимается изучением фактов и закономерностей в развитии человека, а также изучает возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии – человек, претерпевающий изменения в процессе онтогенеза, развивающийся, здоровый и нормальный организм, а также процесс раскрытия закономерностей приобретения людьми знаний и определенного опыта.
Центром ее внимания являются разнообразные формы психической организации, типичные определенным периодам жизненного пути любого человека.
Предмет возрастной психологии – возрастные этапы развития человека, причины и механизмы перехода между возрастными ступенями, а также общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического онтогенетического развития.
Основная задача – исследовать целостное психическое развитие на всем протяжении жизни человека от рождения и до самой смерти. Сверхзадача – изучить изменяющегося и развивающегося индивида в динамичном мире.
Теоретические задачи возрастной психологии:
- изучить движущие силы, источники развития на всем протяжении жизненного пути человека;
- разработать периодизацию психического развития в онтогенезе;
- изучить возрастные особенности и закономерности протекания, то есть возникновение, становление, изменение, совершенствование, деградация и компенсация психических процессов, к которым относят восприятие, память, внимание и пр.
- установить возрастные возможности, особенности и закономерности осуществления различных видов деятельности и усвоения информации;
- исследовать возрастное развитие личности человека.
Исследования возрастной психологии
По классификации Ананьева в зависимости от исследовательских этапов, выделяют четыре основные группы:
- Организационные, на основании которых строится целостное исследование. К данному типу исследования относят следующие методы:
- Сравнительный метод психологии – предполагает сопоставление результатов нескольких испытуемых, двух групп, идет сравнение показателей, полученных в разные временные периоды.
- Лонгитюдный метод – выстраивается на основании длительного по времени прослеживания психического развития, либо изменений одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых в разные отрезки времени.
- Комплексный метод – заключается в систематической организации двух предыдущих методов исследования.
Эмпирические методы возрастной психологии:
- Наблюдение – требует четкого формулирования цели, планирования и составления протокола наблюдения. Наблюдение может быть сплошным или выборочным. Главным является адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения. Преимуществом является человеческая деятельность, протекающая в естественных для него условиях жизни и трудовой деятельности. Недостатком служит невозможность повторения результата метода, практически невозможно отделить случайные факты от закрепленных закономерностей.
- Самонаблюдение, иными словами интроспекция – это процесс внутреннего наблюдения человека за собственными психическими явлениями.
- Эксперимент – это базовый метод в современной психологии, в том числе и в возрастной. Он дает возможность задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс. Может быть целенаправленно организованным течением изучаемого процесса, при изменении, уменьшении, увеличении или исключении условий эксперимента. Полученные результаты позволяют, а при необходимости и предполагают тщательную количественную обработку, а также математическое описание и моделирование всего явления в целом.
- Тест – это стандартизированное не продолжительное по времени испытание отдельных психологических качеств. Применяется данный метод с целью выявить различия по интеллекту и специальным способностям. Его характеризуется относительная простота процедуры проведения и требуемого оборудования, кратковременность, а также непосредственная фиксация результата.
- Анкета – это разновидность всевозможных вариаций тестов, для использования и интерпретации которых не требуется большого профессионализма. Иными словами, это психологическое исследование через массовый опрос. Она предоставляет лишь первичную, или предварительную ориентировку в материале.
- Беседа – требует определенной специализированной подготовки специалиста-психолога, ряд своих правил поведения и поведения исследователя. Он заключается в том, что отдельные явления психики изучаются только посредством анализа словесной реакции человека на серию специально подготовленных вопросов, которые сформулированы на основе анализа.
- Праксиметрические методы – разрабатываются в рамках психологии труда, на основании изучения разного рода человеческих операций, действий, движений и профессионального поведения – хронометрии, циклорафии.
- Анализ продуктов деятельности – это процесс комплексного изучения результатов труда, к которым относится как детский рисунок, школьное сочинение, так и произведение профессионального писателя.
- Биографический метод – это психологический анализ целостного жизненного пути человека, то есть его биографии.
Методы обработки полученных результатов в возрастной психологии – необходимый и обязательный к соблюдению принцип – это единство и баланс количественного и качественного анализа. Обработка результатов всегда является творческим и поисковым процессом, предполагающим набор адекватных математических средств.
Интерпретационные методы, направляются на теоретическое обоснование и психологическую трактовку изучаемых свойств и явлений. В этом случае всегда имеется комплексный, системный набор вариантов генетического, функционального и структурного методов, которыми замыкается цикл психологических исследований.