Возрастные кризисы – это особые и относительно короткие по времени (до 1 года) периоды онтогенеза, которые характеризуются резкими психическими изменениями.
Процесс протекания этих периодов, острота их протекания напрямую зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.
Л. С. Выготским была рассмотрена динамика перехода от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике происходят не одинаково – или медленно и постепенно, или быстро и резко. Принято выделять стабильные и кризисные стадии развития - процесс их чередования и является законом детского развития.
Кризис обычно начинается и завершается незаметно, его границы размыты и не отчетливы. Обострение становится заметно только к середине периода. Для окружающих людей это обострение проявляется в изменении поведения, появлении «трудновоспитуемости». Взрослые теряют контроль над ребенком, появляются аффективные вспышки, капризы и конфликты. Школьники теряют интерес к урокам, успеваемость падает, иногда возникают внутренние конфликты и мучительные переживания.
Д. Б. Эльконин продолжил развитие представлений Выготского о развитии детей.
Выделено несколько основных возрастных кризисов на протяжении всей человеческой жизни.
Кризис новорожденности.
Кризис новорожденности связывают с резким изменением условий жизни. Ребенок попадает из комфортных и привычных ему условий жизни в новые и тяжелые – новый тип питания и дыхания, то есть, протекает адаптация младенца к новым условиям жизни.
Кризис 1 года.
В 1 год у ребенка увеличиваются его возможности и появляются новые потребности, отмечается всплеск самостоятельности и появляются аффективные реакции. Главным приобретением данного периода является формирование своеобразной детской речи, которую Выготский называл автономной. По звуковой форме она существенно отличается от речи взрослого, но слова становятся ситуативными и многозначными.
Кризис 3 лет.
3 года – граница раннего и дошкольного возраста, представляет наиболее трудный момент в жизни ребенка. Это период разрушения и пересмотра старой системы социальных отношений, выделения собственного «Я». При отделении от взрослых, ребенок старается установить с ними более глубокие отношения. Появляется феномен «Я сам», названное Выготским новообразованием «внешнего Я сам».
Выготским Л.С. было описано 7 характеристик кризиса 3 лет.
Кризис 7 лет.
Данный кризис может начинаться в 7 лет, но может быть сдвинут с 6 до 8 лет. Ребенок открывает значение новой социальной позиции – позиции школьника, которая связана с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формируется внутренняя жизнь ребенка. Начало дифференциации внешней и внутренней жизни ребенка связывают с изменением структуры его поведения. Чисто кризисным проявлением данного действия является кривляние, манерность и искусственная натянутость в поведении. Эти проявления начинают сглаживаться и исчезать, когда ребенок выходит из кризисной ситуации и переходит к новому возрастному периоду.
Новообразованием данного возраста является произвольность и осознанность психических процессов, а также их интеллектуализация.
Пубертатный кризис – от 11 до 15 лет.
Пубертатный кризис связывают с перестройкой в организме ребенка – процессом полового созревания. Эмоциональная нестабильность, вызванная гормональными перестройками в организме, усиливает сексуальное возбуждение, которым сопровождается процесс полового созревания.
В связи с бурным ростом и перестройкой организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к собственной внешности. Из-за гипертрофированной значимости нового образа физического «Я», ребенок остро переживает все изъяны своей внешности, несмотря на то, что они могут быть мнимыми.
Центральным новообразованием является чувство взрослости. Подросток, отстаивая свои новые права, старается оградить многие сферы своей жизни от родительского контроля и часто с ними конфликтует.
Кризис 17 лет.
Данный кризис проявляется на границе школьной и новой взрослой жизни. Подросткам, тяжело переживающим кризис 17 лет, характерны разные страхи. Например, страх перед новой жизнью, возможностью ошибиться, не поступить в вуз. Такой повышенный уровень тревожности может вызвать формирование невротической реакции, проявляющейся повышением температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головная боль и пр., может отмечаться обострение гастрита и прочих хронических заболеваний.
Кризис 30 лет.
Большинство людей около 30 лет переживают состояние кризиса, которое выражается изменением представлений о собственной жизни, а иногда полной утратой интереса к тому, что раньше имело большое значение.
Часто кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, именно поиск смысла существования и отмечает переход от молодости к зрелости.
Кризис ухода на пенсию.
В первую очередь, отрицательный эффект вызывается нарушением привычного режима и уклада жизни, который зачастую сочетается с острым ощущением противоречия сохраняющейся трудоспособности и невостребованностью. Снижение социального статуса и потеря привычного ритма жизни вызывает ухудшение общего физического и психического состояния, а в некоторых ситуация и сравнительно быструю смерть.
Уход на пенсию совпадает с биологическим старением, ухудшением материального положения и более уединенным образом жизни. Также кризис может быть осложнен смертью супруга и утратой некоторых близких друзей.