Возрастная психология представляет собой отрасль психологической науки, которая занимается изучением возрастной динамики психики человека, онтогенеза процессов психики, а также психологических качеств личности на той или иной стадии развития.
Объектом возрастной психологии выступают возрастные психические изменения, изменения в поведении, процессах жизнедеятельности, а также самой личности человека.
Предмет возрастной психологии – это законы, закономерности и тенденции психического изменения, поведенческих перемен, изменения в жизнедеятельности и человеческой личности в ходе всего жизненного пути человека.
Основными областями возрастной психологии являются:
Возрастная психология занимается изучением возрастных особенностей процессов психики, возможностей усвоения знания, а также ведущих факторов личностного развития и пр.
Возрастной психологией отмечаются основательные качественные и количественные изменения, происходящие в психике и поведении любого человека, когда он переходит из одной возрастной группы в другую. На эти изменения оказывают воздействие так называемых «постоянно действующих» факторов: биологическое созревание и психофизиологическое состояние человеческого организма, а также его места в системе человеческих социальных отношений, а также достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.
Иными словами, возрастная психология занимается изучением психологических изменений по мере взросления любого человека. Она включает в себя три отрасли:
Возрастная психология занимается исследованием психики и человеческого организма на всех возрастных этапах и на любой стадии, принимая во внимание ряд биологических, антропологических, социологических и психологических факторов, оказывающих воздействие на его развитие.
Психология развития сформировалась в 1882 году. Ее формирование напрямую связано с выходом в свет книги известного немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейра «Душа ребенка», которая и была посвящена детской психологии.
Возрастная психология представляет собой одну их областей психологии. К предметам возрастной психологии относят процесс изучения и формирования представлений о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе и переходе с одной возрастной ступени на следующую. Выделяют такие области возрастной психологии:
Общая психология, при изучении человека, занимается, в первую очередь, рассмотрением его личностных особенностей и познавательных процессов, то есть всех известных психологических функций, к которым относят внимание, речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие и ощущение. Именно благодаря развития этих функций психики человека имеет возможность познавать окружающую его действительность, получать и осваивать весь объем получаемой информации. Познавательным процессам принадлежит огромная роль в процессе формирования знаний.
Личность включает в себя ряд свойств, которые и определяют человеческие дела и поступки, его эмоции, способности, установки и диспозиции, мотивацию, тип темперамента, характер и волевые акты. Теоретические и практические знания, касающиеся воспитания и обучения детей неразрывно связаны со всеми отраслями психологической науки, к которым относят:
Все обозначенные выше области возрастной психологии плотно переплетаются между собой, в связи с незнанием или непониманием одной из названных областей выступает как большой недостаток для целостного процесса формирования обучения и воспитания. Психологическим процессам на каждом возрастном этапе характерны свои уникальные особенности, и чтобы суметь избежать или грамотно устранить ряд возникающих проблем, необходимо знать все отрасли психологии, а не только основные принципы возрастной психологии.