Предмет и задачи возрастной психологии


Предмет и задачи возрастной психологии

Понятие возрастной психологии, ее предмет и задачи

Возрастная психология – это раздел психологической науки.

К предметам возрастной психологии относят процесс изучения и формирования представлений относительно психического развития детей на каждой возрастной ступени и при переходе их с одной ступени на другую. Каждому возрастному этапу характерны собственные уникальные характеристики.

Возрастной психологией изучается динамика психических процессов. Согласно Л. С. Выготскому, центральным понятием возрастной психологии является понятие «возраст» Выготский понимал под этим термином некоторый цикл человеческого развития, имеющий собственную динамику и структуру). В ходе каждого цикла развития протекает ряд психологических и физиологических изменений, не зависящих от индивидуальных отличий и характерных для каждого человека.

Основные разделы возрастной психологии:

  1. Детская психология – одна из отраслей психологии, занимающаяся изучением условий и движущих сил развития детской психики, а также закономерностей функционирования ребенка как полноценной личности. Она исследует деятельность детей и особенности этого процесса. Сюда относятся игры детей, овладение ими навыками трудовой деятельности и особенностями обучения.
  2. Психология юности – одна из психологических отраслей, занимающихся изучением детских особенностей в старшем подростковом возрасте, кризисе данного периода, исследует жизненные позиции детей, из стремление самоопределяться.
  3. Психология зрелого возраста изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, а особенно когда он достигает наиболее высокого уровня своего развития, то есть в данном разделе возрастной психологии изучаются особенности личности, характерные данному возрастному периоду, а также исследуют кризисы зрелого возраста;
  4. Геронтопсихология – раздел психологии, изучающий психологические явления и процессы, которые связаны со старением организма, выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания отдельных функций психики, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследует условия личностной сохранности пожилых людей.

Понятие возраста принято разделять на хронологический и психологический. Хронологический возраст – это возраст по паспорту, то есть зафиксированная дата рождения. Он представляет собой некоторый фон для протекания процессов развития психики и становления личности человека. Психологический возраст никак не связан с датой рождения, он не определяет количество психологических процессов. Психологический возраст находится в зависимости от внутреннего содержания, от того, какие именно чувства и желание испытывает в данный момент человек.

Замечание 1

Объект изучения возрастной психологии – нормальный, здоровый человек, проходящий стадии развития и изменения.

Предмет возрастной психологии представлен возрастными периодами развития, причинами и механизмами перехода от одной возрастной ступени на другую, общие закономерности и тенденции, темпы и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

  • изучить движущие силы, источники и механизмы развития психики на всем протяжении жизненного пути любого человека;
  • разработать периодизацию психического развития в онтогенезе;
  • изучить возрастные особенности и закономерности протекания процессов психики;
  • установить возрастные возможности, особенности и закономерности осуществления разных видов деятельности и усвоения знаний;
  • исследовать возрастное развитие личности человека, включая конкретные исторические условия;
  • определить возрастные нормы психических функций, выявить психологические ресурсы и творческий потенциал человека;
  • создать службу систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказать помощь родителям в проблемных ситуациях;
  • возрастная и клиническая диагностика;
  • выполнять функции психологического сопровождения, помогать в моменты кризисного периода человеческой жизни;
  • максимально оптимально организовать учебно-воспитательный процесс для людей любой возрастной категории и пр.

История возрастной психологии

Возрастная психология как самостоятельная область знания сформировалась в конце XIX века. Во второй половине XIX века оформились объективные предпосылки к выделению детской психологии как самостоятельной области психологии:

  • потребность общества по-новому организовать образовательную систему;
  • прогрессивные идеи развития в эволюционной биологии;
  • разрабатывать объективные методы исследования в психологии.

Сформировавшись в качестве исключительно детской психологии, возрастная психология долго была ограничена изучением закономерностей психического развития ребенка, уже позже появилась возможность рассмотреть каждый возраст с точки зрения развития, сделали очевидной необходимость целостно анализировать онтогенетический процесс и междисциплинарные исследования.

Детство является социально-культурным феноменом, поэтому носит конкретно-исторический характер и имеет собственную историю развития. Главной социальной функцией детства является подготовка человека к самостоятельной взрослой жизни и труду.

Кудрявцевым выделено три исторических периода детства на основании схемы Эльконина:

  1. Квазидетство – это ранние этапы истории человечества, когда детское общество еще не выделялось отдельно, а было непосредственно интегрировано в совместную трудовую деятельность со взрослыми, так называемое детство первобытного общества.
  2. Неразвитое детство – мир детства выделяется и перед детьми встает новая социальная задача – интегрироваться в общество взрослых. Ролевая игра перенимает на себя функцию моделирования деятельности взрослых – это период Средних веков и Нового времени.
  3. Развитое детство – формируется, когда мотивы и смыслы деятельности взрослых не являются самоочевидными, то есть это период современного детства. Сейчас им предполагается творческое освоение культуры в качестве открытой многомерной структуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :