Возрастная психология опирается на ряд общефилософских принципов:
К общенаучным принципам возрастной психологии можно отнести:
Принцип дополняемости – чтобы полностью описать психические явления, необходимо наличие двух взаимоисключающих классов понятий, каждый из которых может быть применим в особых условиях, а их совокупность нужна, чтобы описать целостность этих явлений. Психологическое познание внутреннего мира человека должно базироваться на следующих методологических позициях:
Принцип самоорганизации – психика, являясь нелинейной открытой системой, содержит в себе процессы спонтанного и упорядоченного расположения функциональных структур, к которым относят необратимость и многовариантность становления и развития психики человека, возможности к неожиданных изменений в темпе и направлении течений и процессов, наличие точек бифуркации.
Реализация названных общенаучных принципов дает возможность адекватного познания психологических феноменов возрастного развития личности.
Основываясь на общефилософских и общенаучных принципах, были сформулированы методологических принципы возрастной психологии.
Принцип детерминизма – психика в качестве идеального реально существующего образования характеризуется собственной специфической детерминацией, которая имеет ряд значительных отличий от детерминации внутри материального и социального мира. Данный принцип в возрастной психологии дает возможность выяснить причины психических явлений, их динамики и развития.
Принцип единства психики и деятельности – в данном принципе раскрывается сложная диалектика сознания и деятельности в качестве особого типа активности личности. В любой деятельности предполагается наличие цели, условий, способов и средств по ее достижению, определенный результат цели, мотивы, а также система саморегулирования.
Принцип единства личности и ее жизнедеятельности – данный принцип методологически расширяет принцип единства психики и деятельности, то есть личность проявляется, развивается и воспитывается в индивидуальной системе жизнедеятельности.
Принцип личностного подхода – в соответствии с данным принципом психическое явление, проявляемое в деятельности, а также сама эта деятельность и составляющие ее элементы не могут быть корректно поняты, если не учитывать их личностную обусловленность. В данном принципе личность рассматривается как целостная система внутренних условий, которыми опосредуются все внешние воздействия.
Принцип развития психики – качества личности закладываются в игре и учебной деятельности, а расцветают в трудовой и творческой типах деятельности. Данный принцип позволяет рассматривать психику не как что-то данное и неизменное, а как продукт развития и деятельности на разных этапах личностного становления.
Принцип саморазвития – заключается в признании приоритета индивидуального будущего любой личности над ее прошлым. Данным принципом предполагается поиск причин душевных явлений, для которых прошлое личности – это предпосылка, благоприятствующая формированию одних целей и угнетению других.
Принцип субъектности – субъект – это лицо, которое способно вступать в особый тип отношений как с собой, так и с окружающим миром, обращаться к самому себе, заниматься самоанализом, самосовершенствованием и саморазвитием.
Принцип системности – рассматривает психические образования как совокупность элементов, которые находятся в определенной зависимости от других, оказывает на них воздействие, порождая и относительно самостоятельные образования высшего порядка. Данный принцип дает возможность более глубокого анализа взаимодействия структурных элементов личности, выявление основных закономерностей данного взаимодействия, а также целостного описания процесса развития.