Проблемы возрастной психологии


Проблемы возрастной психологии

Понятие возрастной психологии

Определение 1

Возрастная психология – одна из областей психологии, занимающаяся изучением психологических особенностей формирования личности на разных возрастных ступенях.

Выделяют детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости и старости (геронтопсихология).

В каждом разделе изучается динамика психической человеческой жизни в рамках рассматриваемого возрастного периода, то есть онтогенез.

Основные проблемы возрастной психологии

Один из первостепенных вопросов, который рассматривается в рамках изучения возрастной психологии – это понятие возраста.

Возраст – это категория, необходимая, чтобы обозначать временные характеристики индивидуального развития.

Принято различать хронологический, или паспортный возраст и психологический.

Определение 2

Хронологический возраст – это продолжительности существования человека от момента его рождения.

Психологический возраст – это некоторая, обладающая определенным своеобразием ступень онтогенеза, которая обусловлена закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.

Принято выделять следующие компоненты возраста:

  • социальную ситуация развития – это своеобразные, характерные только данному возрасту, исключительно единственные и неповторимые отношения ребенка и окружающего его мира;
  • новообразования – ряд психических и социальных изменений, возникающих впервые на данной возрастной ступени и определяющие дальнейший ход психического развития. Например, формирование речи в раннем возрасте или чувство взрослости в подростковый период.

Ведущая деятельность – это тип деятельности, максимально способствующий поведенческому и психическому развитию ребенка на данной ступени его развития и ведущей развитие за собой.

Сущность принципа ведущей деятельности заключается в том, что в первую очередь именно ведущая деятельность на каждом возрастном этапе способствует формированию новых отношений, нового типа знаний и способов их получения, что в значительной степени изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.

Закономерности психического развития – еще одна проблема возрастной психологии.

Определение 3

Психическое развитие – это процесс закономерного изменения психических явлений во времени, которое выражается количественными, качественными и структурными преобразованиями.

Развитие идет посредством взаимодействия трех факторов:

  • генетический, или наследственный;
  • социальная среда;
  • жизненные обстоятельства.

Известен ряд подходов в понимании ведущего фактора психического развития:

  1. Биогенетическое направление предполагает, что психическое развития является результатом преобразования заложенных в человеке задатков. А значит и развитие протекает в соответствии с законами биологического созревания организма. Определяющий фактор этого – это генетические предпосылки. Воспитание и обучение – это только внешние факторы, которые могут затормозить или ускорить процесс выявления природных психических качеств. К сторонникам данного подхода относят Вильяма Прейера, Карла Бюлера и Стенли Холла.
  2. Социогенетическое направление предполагает, что психическое развитие является результатом воздействия общества и социальной среды. Главным в человеке является его опыт, который зависит от социальной среды. К сторонникам данного подхода относят таких известных психологов: Э. Дюркенгейма, Г. Тарда, П. Жане. Истоками таких знаний являются работы Дж. Локка – педагога XVII века, который утверждал, что ребенок как чистая доска, и все находится в руках взрослых, которые «пишут» на этой доске, формируя личность ребенка. К такому подходу можно отнести и такое психологическое направление, как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что человеческое развитие определяет научение.
  3. Эпигенетическое направление свидетельствует о том, что психическое развитие является результатом воздействия генетического и социального факторов. Один из первых о значении воздействия двух факторов говорил еще Штерн В., которым и был предложен принцип конвергенции, то есть соединение биологической и социальной линии развития. Представителями данного направления являются Ж. Пиаже, А. Валлон, рассматривающие когнитивное развитие, Кольберг, Божович Л. И., Пиаже Ж., изуавшие нравственное развитие, Кречмер, Юнг К. Г., Олпорт, занимавшиеся изучением личностного развития, Роджерс К., Маслоу А., рассматривавшие социальное развитие.

Еще одна фундаментальная проблема возрастной психологии – это проблема периодизации.

Еще до нашей эры были предприняты попытки разделения жизни на ряд определенных периодов или этапов. Научные разработки в рамках данной проблемы были начаты еще в 30-х годах ХХ века. Собственная периодизация была предложена Ж. Пиаже (основанная на интеллектуальном развитии), Э. Эриксоном, П. П. Блонским (основанная на времени появления зубов), З. Фрейдом (базой для которой служило психосоциальное развитие), Л. С. Выготским и пр. На сегодняшний день наиболее популярной стала периодизация, которую предложил Д.Б. Эльконин. Данная периодизация основывается на следующих критериях:

  • новообразования;
  • ведущий тип деятельности;
  • характер противоречий, или состояние кризиса;

И последняя фундаментальная проблема возрастной психологии – это кризисы разных возрастных этапов.

Признаками кризиса является появление отрицательных черт, трудновоспитуемость и неотчетливость границ.

Кризисы характерны для каждого возрастного этапа и имеют позитивное значение. Кризис – необходимое условие для дальнейшего развития, почва для появления новообразований.

Причиной кризиса является противоречие новых потребностей и старых возможностей.

Принято различать малые и большие кризисы.

Большие кризисы – это кризис новорожденности, 3-х лет, подросткового периода и середины жизни.

На данный момент не разработано единого алгоритма поведения во время кризиса. Можно только дать общие рекомендации поведения в состоянии кризиса: максимальная внимательность, отмечание изменений и перестраивание своих отношений в соответствии с ними.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :