Возрастная психология – одна из областей психологии, занимающаяся изучением психологических особенностей формирования личности на разных возрастных ступенях.
Выделяют детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости и старости (геронтопсихология).
В каждом разделе изучается динамика психической человеческой жизни в рамках рассматриваемого возрастного периода, то есть онтогенез.
Один из первостепенных вопросов, который рассматривается в рамках изучения возрастной психологии – это понятие возраста.
Возраст – это категория, необходимая, чтобы обозначать временные характеристики индивидуального развития.
Принято различать хронологический, или паспортный возраст и психологический.
Хронологический возраст – это продолжительности существования человека от момента его рождения.
Психологический возраст – это некоторая, обладающая определенным своеобразием ступень онтогенеза, которая обусловлена закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.
Принято выделять следующие компоненты возраста:
Ведущая деятельность – это тип деятельности, максимально способствующий поведенческому и психическому развитию ребенка на данной ступени его развития и ведущей развитие за собой.
Сущность принципа ведущей деятельности заключается в том, что в первую очередь именно ведущая деятельность на каждом возрастном этапе способствует формированию новых отношений, нового типа знаний и способов их получения, что в значительной степени изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.
Закономерности психического развития – еще одна проблема возрастной психологии.
Психическое развитие – это процесс закономерного изменения психических явлений во времени, которое выражается количественными, качественными и структурными преобразованиями.
Развитие идет посредством взаимодействия трех факторов:
Известен ряд подходов в понимании ведущего фактора психического развития:
Еще одна фундаментальная проблема возрастной психологии – это проблема периодизации.
Еще до нашей эры были предприняты попытки разделения жизни на ряд определенных периодов или этапов. Научные разработки в рамках данной проблемы были начаты еще в 30-х годах ХХ века. Собственная периодизация была предложена Ж. Пиаже (основанная на интеллектуальном развитии), Э. Эриксоном, П. П. Блонским (основанная на времени появления зубов), З. Фрейдом (базой для которой служило психосоциальное развитие), Л. С. Выготским и пр. На сегодняшний день наиболее популярной стала периодизация, которую предложил Д.Б. Эльконин. Данная периодизация основывается на следующих критериях:
И последняя фундаментальная проблема возрастной психологии – это кризисы разных возрастных этапов.
Признаками кризиса является появление отрицательных черт, трудновоспитуемость и неотчетливость границ.
Кризисы характерны для каждого возрастного этапа и имеют позитивное значение. Кризис – необходимое условие для дальнейшего развития, почва для появления новообразований.
Причиной кризиса является противоречие новых потребностей и старых возможностей.
Принято различать малые и большие кризисы.
Большие кризисы – это кризис новорожденности, 3-х лет, подросткового периода и середины жизни.
На данный момент не разработано единого алгоритма поведения во время кризиса. Можно только дать общие рекомендации поведения в состоянии кризиса: максимальная внимательность, отмечание изменений и перестраивание своих отношений в соответствии с ними.