Для коммерческих банков важнейшим показателем надежности и стабильности выступает качество кредитного портфеля. Базовой характеристикой при оценке качества признается уровень просроченной задолженности, демонстрирующий степень реализации кредитного риска. Увеличение просроченной задолженности стало серьезной проблемой отечественного банковского сектора. Для ее решения необходима согласованность усилий как со стороны Банка России и государства, так и со стороны системы коммерческих банков.
Каждый банк для себя определяет реализуемую кредитную политику (с учетом ограничений, налагаемых законодательством и Центральным банком).
Традиционно выделяют кредитную политику трех типов:
В экономической литературе не выработано общепринятое единое определение для понятия «агрессивная кредитная политика». Можно сформулировать два наиболее популярных подхода к определению рассматриваемого явления.
Сторонники первого подхода предлагают следующее определение.
Агрессивная кредитная политика коммерческого банка - это такая кредитная политика, при которой коммерческим банком формируется чрезмерно объемный кредитный портфель, несоразмерный объему привлеченных средств и собственному капиталу.
Такую трактовку понятия применяют в ходе проведения количественного анализа качества кредитного портфеля, где для оценки кредитной активности и кредитной политики и банка используются такие коэффициенты, как:
Кредитную политику признают агрессивной, если коэффициент «осторожности-агрессивности» показывает уровень агрессивности более 70%, а отношение кредитных вложений к собственным средствам банка превышает 80 %.
Сторонники второго подхода в качестве недостатка указывают узость приведенного определения, поскольку оно позволяет оценить только достаточность банковского капитала и источники осуществления кредитной деятельности коммерческого банка. Для оценки достаточности капитала могут эффективно применяться обязательные нормативы Банка России, в настоящий момент приведенные в соответствие с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.
В рамках альтернативного подхода под агрессивностью кредитной политики понимают более сложную категорию, включающую не только наращивание кредитного портфеля, несоразмерное пассивам, но и:
Указанные действия могут осуществляться в том числе банками, имеющими достаточный капитал (по отношению к кредитному портфелю).
Описанная кредитная политика предполагает проведение агрессивного маркетинга и агрессивной тактики продаж. Более точно было бы назвать ее «грабительским кредитованием», но в российском обществе такая модель ведения банковского бизнеса получила название «агрессивная кредитная политика».
Агрессивная кредитная политика коммерческого банка - это не только кредитная активность, несоразмерная имеющемуся капиталу банка, но и модель недобросовестного взаимодействия с клиентами, связанная с осознанным принятием повышенным кредитных рисков.
Хотя российское законодательство при определении кредита прямо указывает на необходимость участия в кредитной сделке в качестве кредитора кредитной организации (в противном случае речь может идти только о займе), есть исключение – коммерческий и товарный кредит.
Большинство предприятий нефинансовой сферы постоянно в той или иной форме участвует в коммерческом кредитовании:
Соответственно, участвуя в кредитных отношениях, предприятия реализуют ту или иную кредитную политику.
Агрессивная кредитная политика предприятия предполагает предоставление коммерческого кредита с высоким уровнем риска.
Предельным случаем анти-агрессивной (консервативной) кредитной политики предприятия является полный отказ от предоставления коммерческого кредита. В некоторых сферах деятельности такой подход оправдан: например, в небольшом продуктовом магазине покупателям отпускают товар только при немедленной оплате. Аналогично может работать небольшое кафе. Другие сферы невозможно представить без коммерческого кредита: даже оптовая торговля функционирует на принципах отсрочки платежа, не говоря уже о производстве.
Агрессивная кредитная политика позволяет предприятию расширить круг клиентов, но в то же время увеличивает риск неполучения от них денег за поставленный товар (оказанную услугу, выполненную работу).