Познавательную функцию культуры иными словами исследователи привыкли называть гносеологической. Прежде всего, свое выражение она находит в науке, а также научном поиске, который осуществляется как самим индивидом, так и специалистом в этой области. На сегодняшний день наиболее ярко эта функция проявилась в революции, которая затронула научную и техническую стороны жизни человека.
Познавательная функция культуры обладает двоякой направленностью:
Исследователи акцентируют внимание на парадоксальности этого явления: они утверждают, что сегодня первое направление в большей степени преобладает над вторым. Человек сегодня разбирается в окружающем его мире гораздо лучше, чем в собственном внутреннем мире, в глубине своей души, и не может до конца управлять своим интеллектом. Свидетельства того, что мы не до конца разбираемся в самих себе, мы можем обнаружить практически на каждом шагу в нашей повседневной жизни.
При этом возникает достаточно логичный вопрос о том, каковы же естественные границы человеческого интеллекта, и стоит ли ему в принципе пытаться постигнуть самого себя во всей полной мере, если это, конечно, возможно. Некоторые исследователи говорят, что постижению нет предела, а некоторые отмечают, что человек постиг мир ровно настолько, насколько он продвинулся в своем научном и техническом совершенствовании, а также в трансформации окружающей действительности.
Познавательная функция, таким образом, является одной из ключевых, которая выделяется сегодня научными деятелями. Они акцентируют внимание на ее двойственном характере, и также на том, что человек сегодня лучше всего разбирается в окружающем мире, но при этом совершенно не ориентируется в тех нормах и потребностях, которые возникают в его повседневной жизни. Иногда люди попросту не могут до конца понять, чего они хотят, и чего они могут добиться в своих действиях, и это усложняет их культурную деятельность, а также адекватное восприятие окружающей действительности и своего собственного места в ней.
Социальный опыт нуждается в трансляции, ведь только таким образом он передается, не забывается и развивается в соответствии с постоянно изменяющимися условиями. Функцию трансляции социального опыта и знаний также называют функцией исторической преемственности, информативной или информационной функцией культуры.
Данная функция позволяет культуре и ее субъектам обеспечивать налаженную передачу социального опыта от более старшего поколения к более младшему. Таким образом, акцентируется внимание на сохранении норм и ценностей, традиций и обычаев, знаний и умений в цепочке «прошлое-настоящее-будущее». Также ценности транслируются между народами, разными сообществами и странами не только во временном пространстве, но и на территориальном уровне. Эта функция является социально значимой для культуры, и она исполняет ее благодаря довольно сложной системе знаков и символов.
Благодаря этой знаковой системе сохраняется социальный опыт поколений, который отражен в понятиях, математических материалах и символах, в формулах физических или химических наук, в устных преданиях, литературных памятниках, в языке науки, философии и религиозном знании. Таким образом, культура превращается в особый социальный механизм, который обеспечивает сохранение, расширение и постепенное распространение всех накопленных человечеством в историческом пространстве знаний. Необходимо отметить, что иных подобных механизмов в человеческом обществе еще не существует, поэтому культура приобретает особую социокультурную значимость.
Что касается временного пространства, то информативная функция культурной сферы проявляется в том, что старшие поколения группируют знания и передают их более младшим и менее опытным поколениям. Знания не наследуются на генетическом уровне: они приобретаются в процессе первичной или вторичной социализации, а также путем обретения человеком его житейского опыта. По сути, в этот мир человек приходит, словно белый, чистый лист, и его родители, учителя, близкие друзья могут вписывать в него совершенно новые нормы и ценности, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем на протяжении всей своей жизни.
Информативная функция проявляется не только во времени, но также и в пространстве. Это может происходить, если опытом обмениваются представители разных народов, этносов, национальностей. В большей степени это происходит при мигрировании, территориальной мобильности, при вступлении в брак с представителями других народностей и культурных блоков. Но передается не только духовная культура, но еще и материальная. Например, это культурные памятники, предметы обихода, которые характерны отдельным народам и национальностям, но которые могут передаваться путем обмена. Таким образом, благодаря данной функции культуры люди могут познавать не только свои культурные элементы, но и те, которые присутствуют одновременно с ними, но совершенно в иных сообществах.
Такое взаимодействие может привести к ассимиляции или инкультурации, что позволит из двух уже существующих культурных направлений произвести третье, совершенно уникальное, которое берет в себя черты первого и второго. Такое очень распространено в современном мире: люди полагают, что все уже было изобретено до них, но эти блага можно менять и адаптировать под современные условия существования человечества, создавать новые предметы культуры, которые будут также нести в себе особую информационную ценность. Таким образом, информативная функция сегодня выступает ключевым механизмом трансляции норм и ценностей, предметов культуры в обществе.