Мышление в дошкольном возрасте


Мышление в дошкольном возрасте

Развитие мышления в дошкольном периоде

В дошкольный период активно развиваются следующие виды мышления:

  • наглядно-образное;
  • наглядно-действенное;
  • логическое.

Особую роль в дошкольном возрасте играет развитие образного мышления, связанного с совершенствованием образных форм познания мира, в том числе с использованием воображения. Мышление в данном возрасте приобретает опосредованный, знаковый характер. Ребенок использует сенсорные эталоны, наглядные модели, символы, схемы, с помощью которых он может обобщить свой накопленный чувственный опыт. Это стремление узнать окружающую действительность и «уложить» ее в свой чемодан внутренних знаний и понятий хорошо виден на примере «почемучек». Дети постоянно задают вопросы, однако за фасадом частой бессмысленности кроется стремление классифицировать встречаемые вещи и явления, познать моральные абстрактные категории. В возрасте 5-7 лет дети пытаются также понять такие сложные явления, как жизнь и смерть. Принижать или умалять детские попытки осмыслить сложные вещи не стоит.

Развитие наглядно-действенного мышления состоит в настойчивом и регулярном воспроизведении ребенком одних и тех же действий, которые приносят с собой результат. Первоначально это самые простые действия, которые у него закрепляются. Они ложатся в основу формирования более сложных форм поведения.

Согласно Ж.Пиаже, дети в дошкольный период переживают стадию сенсомоторного интеллекта, когда происходит переход к логическим формам мышления. Кроме того, в этот период происходит важное достижение - формируется умение мыслить в уме, «про себя». Данный навык только вырабатывается, поэтому логическое мышление крайне несовершенно.

Основной чертой детского мышления в дошкольном возрасте является его эгоцентризм, сущность которого состоит в неполебимой уверенности ребенка. Это естественный этап развития детской психики, который выражается в невозможности перенести свою позицию и посмотреть на событие с точки зрения другого человека.

Замечание 1

Причина детского эгоцентризма кроется в недостаточной разделенности детского Я и окружающей реальности, поэтому дети воспринимают свою точку зрения как единственно верную и возможную.

Особенности детского мышления, выделенные Ж. Пиаже

Другие особенности детского мышления в дошкольный период производны от детского эгоцентризма, их перечислил в своих работах Ж. Пиаже. К ним относится:

  • синкретизм - недифференцированность психических функций ребенка;
  • артификализм - особенность мышления, признающая созданный окружающий мир руками человека, в том числе человеком были созданы природные явления (солнце, звезды, небо и т.д.);
  • анимизм - представления, согласно которым даже неживые объекты обладают душой;
  • реализм - непосредственность восприятия окружающего мира без попыток анализа воспринимаемой информации;
  • «несохранение количества» - отсутствие понимания сохранения количества предметов при изменении их формы. Например, слепленные из двух кусочков пластилина разные объекты имеют разный вес в представлении ребенка, т.к. им придали разную форму.

Дети дошкольного возраста начинают формировать понятия, однако данный процесс имеет одну особенность - детские понятия состоят из большого количества разнородных элементов, которые между собой плохо связаны. Например, вода может бить сильно, и не обладать силой, т.к. ничего на себе не несет. Ребенок воспринимает вещи буквально, часто не осознавая связи между разными объектами. Он не сможет дать определение абстрактным понятиям, хотя ими самими он может активно пользоваться.

Слабость логического мышления и трудности с абстрактными понятиями заставят дошкольника задуматься над таким вопросам: «У Эрни три брата - Жан, Поль, Клод. Сколько братьев у Поля? У Клода: У Жана?». Ребенок на вопрос, есть ли у него брат, отвечает, что есть. Однако на вопрос, есть ли брат/сестра у твоего брата, с уверенностью может заявить, что нет. Пиаже называл это противоречием, вызванным отсутствием обратимости мысли.

Замечание 2

Под обратимостью Пиаже понимал способность выполнить умственное действие, симметричное по отношению к нему, придя в исходное положение без изменения прежнего состояния. С помощью данной интеллектуальной операции озвученное выше предложение освобождается от своего противоречия, чему способствует совершенствование логического мышления.

Способы развития мышления в дошкольном возрасте

Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста применяют ряд упражнений. Прежде всего для развития зрительного образа и получения навыков анализа, взрослый обращает внимание ребенка на отдельные части сложного предмета, просит найти ребенка схожие и непохожие предметы, задает вопросы «на что похоже?», «а чем различаются» и т.п.

Другая развивающая мышление игра состоит в названии предметов по их характеристикам. Например, необходимо назвать все вещи, которые обладают следующими качествами - белый, мягкий, пушистый. Для развития логического мышления также просят ребенка классифицировать предметы: найди лишнее, что у всех предметов общее, найди два одинаковых предмета и т.д. Хорошим упражнением является деление предметов на основании каких-либо признаков - по цвету, форме, сущности. Например, разделить все вещи на съедобные и несъедобные, все съедобные на фрукты и овощи, все фрукты на красно-оранжевые и желтые и т.п.

Хорошо развивает мышление придумывание рассказов и историй, решение логических задачек, разгадывание загадок, решение головоломок, работа с картинками на внимание (найди лишнее и т.д.). Кроме того, родители не должны забывать, что лучшим способом развития детского мышления является разговор и общение с ребенком. С ребенком необходимо говорить дома, на прогулке, на пути в детский сад и т.д., ему необходимо пояснять все собственные действия, знакомить с окружающими явлениями. Мышление тесным образом связано с речью, поэтому для развития детского мышления необходимо работать со словом - читать книги, учить стихи и т.д.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :