Воспитательная система, с точки зрения социально-педагогического феномена, содержит в себе множество разновидностей и типов. Для определения типа воспитательной системы, необходимо определить его структурное наполнение, образующее общесистемные виды деятельности. Поэтому в воспитательных системах школ, лицеев, гимназий, единым и неизменным, образующем систему видом, может быть только познавательная деятельность.
В детских центрах развития, молодежных объединениях, клубов, воспитательная система и её виды деятельности, определяются на основании индивидуального профиля учебного учреждения. Воспитательная система и её отличие также может быть сопряжено с типов школы, местоположения, учащихся и их количества, имеющегося опыта работы педагогического состава и их традиций. По мимо этого, можно выделить воспитательную систему отдельных педагогов, классных руководителей, учителей, специализирующиеся на одном предмете.
Педагогическая теория и практика при возникновении вопроса о целесообразности создания воспитательной системы, руководствуется следующими факторами:
Компоненты, которые входят в систему воспитания школы, можно охарактеризовать как:
Цели и идеи, выделяющиеся в подсистему, характеризуют собой главный детерминирующий и интегрирующий фактор становления, развития и функционирования системы воспитания. Воспитательная система школы, не представляется без наличия в ней четко определенных целей, так как без их наличия, при осуществлении деятельности, воспитательный процесс теряет свой смысл, потому что его внутренний смысл характеризуется целенаправленностью.
Совместно с целью, учебный коллектив определяет идеи, в совокупности которых будет моделироваться и строиться его жизнедеятельность. Подобные идеи могут дополнить существующий Устав школы, быть принципами, на которых происходит становление воспитательной системы, стать правилами школьного Кодекса жизни. Идеи возможно сформулировать с помощью следующих принципов: саморазвития творческой направленности личности, внедрения гуманизма и демократии в воспитательные отношения, акцентирования внимания на том, что интересно ученикам, педагогам, родителям и прочим участникам образовательной деятельности, ориентированность на общечеловеческие ценности и основы национальных, региональных и местных традиций.
Общество людей, которые реализуют их, это следующий компонент, который можно обозначить как совокупный субъект воспитательной деятельности, который включает в себя членов детского и взрослого общества, которые совместно и раздельно реализуют цели поставленные перед воспитанием, а также перед процессами жизнедеятельности. Форма и характер взаимоотношений между субъектами воспитательной системы, должны находится на одном уровне развития, с точки зрения всего коллектива учебного учреждения. Для этого, потребуется учитывать особенности и неординарность каждого члена коллектива.
Деятельность и общение, которые объединяются в подсистему, этот компонент имеет следующее значение: успех в работе и развитии воспитательной системы, во многом зависит от выбора системы, которая станет образующей все действия, форм и способов взаимоотношений между членами школьного коллектива, в процессе их совместной детальности, степени общественной и личностной значимости проделываемой работы.
Социально-природная среду, которую освоил школьных коллектив, как компонент можно охарактеризовать в качестве среды, которая является пространством для жизни, где осуществляются главные цели, задачи и замыслы участников воспитательной деятельности. Следует помнить, что не вся окружающая учебную деятельность среда, является благоприятным помощником для неё, а лишь та часть, которую освоил школьный коллектив.
Школа является частью образовательной системы, имеющая свою иерархию, функционирующую в её внутреннем строении. На «образовательные плечи» школы, ложиться важнейшая роль, с точки зрения фундаментального пути развития человечества. Именно поэтому в ней должна быть сформирована эффективная воспитательная система, которая сможет упорядочить функционирующие процессы всего образовательного процесса.
Организацией воспитательной системы занимаются члены образовательного коллектива, действующего на основании Устава школы, который в свою очередь включает в себя положения, установленные действующими законами об образовании. В связи с этим, процесс организации принимает масштаб, важность которого охватывает всю страну, не только регион или город где учебное заведение.
Успешная организация воспитательной системы в школе, зависит от нескольких составляющих, таких как: