Использование идей развивающего обучения играет важную роль в формировании и развитии личности ученика. Благодаря применению инновационных подходов и идей развивающего обучения у учащихся формируются умения сочетать абстрактное и конкретное, общее и личностное, рациональное и чувственное. Учитель привлекает учеников к взаимному обучению, которое способствует усвоению материала в зоне ближайшего развития и предполагает субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия.
Термин «развивающее обучение» нашел свое отражение в работах В. В. Давыдова. Он быстро начал применяться в массовой педагогической практике для обозначения определенных феноменов. Сегодня его употребление столь разнообразно, что нужно уже проводить специальное исследование для выяснения его современного значения.
Рисунок 1. В. В. Давыдов
Развивающее обучение, по утверждению многих ученых и практиков, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, способствует формированию активного, творческого ученика, который способен работать нестандартно, проявлять инициативу, самостоятельность при выполнении различных педагогических задач. Значительное количество методических инноваций связано сегодня с применением интерактивных методов и методов развивающего обучения.
Поэтому современный урок требует от педагога оптимального сочетания индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм организации учебной деятельности школьников.
Главное внимание при использовании элементов развивающего обучения обращают на:
Одним из путей реализации личностно-ориентированного подхода к обучению детей является организация развивающего обучения через сотрудничество учителя и учащихся, что возможно при условии соблюдения требований, выдвигаемых элементами такого обучения:
Учебный процесс, построенный на сотрудничестве учителя и учеников, должен функционировать на основе доброжелательного творческого взаимодействия учителя и учащихся, диалога двух равных партнеров, отсутствия страха. Детям должны быть свойственны раскованность, радость общения, они имеют право на собственное мнение и помощь в саморазвитии.
Воспитательный и развивающий характер учебно-познавательной деятельности на уроке углубляется при условии стимулирования учащихся к деятельности, связанной с главными элементами развивающего обучения:
Как видим, процесс обучения требует напряженной умственной работы и собственной активности ребенка в этом процессе. Мало объяснить, рассказать, показать. Настоящего результата можно достичь только с помощью развивающего обучения.
Развивающее обучение имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным, что входит в содержание его элементов:
В реализации идей развивающего обучения ведущую роль играют проблемно-поисковые методы: эвристические беседы, учебные дискуссии, исследовательские работы. Часто используются также метод сознательной педагогической ошибки и метод познавательных игр.
Также к методам развивающего обучения можно отнести интерактивные. К ним относятся:
Эти методы открывают для учащихся возможность сотрудничества со своими ровесниками, позволяют реализовать естественное стремление каждого человека к общению, способствуют достижению высоких результатов.
Важная роль в теории Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова отводится такому непременному элементу развивающего обучения как учебная дискуссия, в ходе реализации которой от ученика требуется выбор собственной точки зрения и ее обоснование. Для организации на уроке дискуссий разработаны игры-сказки, герои которых постоянно сталкиваются с проблемами, разработаны также провокационные вопросы и задания-ловушки. Ловушками – это такие задачи, вопросы, которые в итоге не имеют решения.
Изучение и обобщение работ В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина приводит к выводу, что важным элементом в процессе реализации идей развивающего обучения является подход учителя к выявлению результатов обучения и построению отношений субьект-субьектного характера. Первостепенным является выявление того, какие изменения происходили в развитии каждого школьника. В особенности, это касается развития наблюдательности, мышления, эмоционально-волевых качеств, потребностей (например, желание учиться), ценностных ориентаций (отношение к окружающей среде, к себе и др.).
Использование элементов развивающего обучения в большой степени помогает повышать теоретический уровень образования благодаря обучению школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, моральным ценностям.
Опыт работы показывает, что использование в образовательном процессе элементов развивающего обучения помогает формированию у учащихся качеств активной творческой личности, в частности: у школьников формируется желание и умение учиться, что является залогом непрерывного образования в течение всей жизни; формируется адекватная самооценка, что дает человеку возможность адекватно относиться ко всем возможностям и сознательно вступать в отношения сотрудничества с другими людьми; пробуждается и утверждается творческий подход к действительности и отношениям с другими, что характеризует человека как личность.