Формируют личность разные детерминанты:
Внутренние детерминанты включают личную активность индивида, его противоречия, интересы, реализующиеся в самовоспитании, в трудовом процессе и общении. Внешние детерминанты состоят из природной и социальной среды, воспитательной деятельности в узкой и широкой трактовке. Педагогическое функционирование и среда есть социальные детерминанты, а наследственность - биологический детерминант.
Давно ведется полемика между психологами, педагогами, философами о первичности биологических и социальных причин в воспитании, о приоритетности для личностного развития. Одними исследователями утверждается, что личность, ее сознание, желания, способности, черты определяет наследственность (Кобс А., Дьюи Д., Торндайк Э). Сторонники этой позиции возвели биологические детерминанты (наследственные) в некую абсолютную форму, и отвергают воспитание и среду (социальные причины) в развитии индивида. Они перенесли успехи биологии о наследственности животного и растительного мира на организм человека.
Другие исследователи доказывают, что развитие всецело зависимо от воздействия социальных детерминантов (Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Гельвеций К.А.). Ими отвергается генетическое предрасположение индивида и утверждается, что ребенок от рождения является чистой доской, на которой возможно написать что угодно. Следовательно, развитие зависимо от обстановки и педагогического функционирования.
Некоторыми исследователями утверждается, что на развитие воздействуют одинаково и биологические, и социальные детерминанты (Дидро Д.).
Необходимо изучить сущность воздействия главных детерминантов на формирование и развитие человека. Некоторые ученые считают наследственность решающим детерминантом (биологическая причина). Наследственностью называется способность организма передавать ребенку от родителей конкретные особенности и черты. Она обуславливается генами. Наука обосновала, что способности организма закладываются в специфическом генетическом коде, который хранит и передает сведения о свойствах организма.
Генетикой была расшифрована наследственная программа развития индивида и обосновано, что наследственность предопределяет общую сущность того, почему человек есть человек, и свойства, которые делают людей разными между собой.
Что наследуется индивидом:
А можно ли наследовать интеллектуальные или нравственные качества? Что именно передается ребенку: конкретная способность к определенной работе или задатки?
Было доказано: только задатки можно унаследовать. То есть физиологическую и анатомическую специфику организма, которые и будут условиями для развития качеств.
Наследственные задатки личности могут реализоваться, либо нет.
Задатки - это индивидуально-природная основа способностей, задатки важнейшее, но недостаточное условие в их развитии. Достижения в раннем возрасте могут быть свидетельством не особенных способностей, а соответствующей задаткам воспитательной деятельности.
Помимо наследственности определяющим фактором развития личности выступает среда. Средой является реальное существование, где происходит формирование и развитие человека. Формирует личность обстановка:
К социальной среде необходимо отнести материальные условия жизнедеятельности, систему производственных взаимоотношений.
Все ученые признают влияние среды на формирование человека. Различается только степень подобного влияния на развитие индивида. Связать это можно с тем, что абстрактной обстановки нет. Есть определенный общественный строй, определенное дальнее и ближнее окружение человека, определенные жизненные условия. Конечно, высокой степени развитости можно достичь в среде, которая отличается благоприятными предпосылками.
Важным фактором в развитии человека выступает общение. Общение представляется универсальной формой активности личности (как и познание, игровая и трудовая деятельность), которая отражается в становлении и развитии коммуникативных навыков между людьми и в межличностных взаимоотношениях. Личность развивается лишь благодаря общению. Вне социума развитие в духовном, социальном, психическом плане не произойдет.
Важнейший детерминант развития личности заключается также в воспитании. Воспитание является процессом упорядоченным и сознательно управляемым, это специфическое средство организации процесса социализации. Социальная среда обладает непреднамеренным воздействием, стихийным, а педагог целенаправленно развивает личность в конкретной воспитательной системе.
Развивается личность посредством какой-либо деятельности. В течение жизни человек принимает участие в разных видах деятельности: игровая, учебная, познавательная, трудовая, общественная, политическая, художественная, творческая, спортивная.
Деятельность выступает в форме бытийности, она способ жизни личности:
Самовоспитание также формирует и развивает личность. Оно происходит с осознания и принятия объективных установок, как субъективной, желанной мотивации собственных поступков. Субъективная цель поведения способна породить сознательное волеизъявление, определить план действий. Воплощение подобной цели способно развить личность.
Отсюда, личностное развитие детерминируется и социальными, и биологическими причинами, действующими не обособленно, а комплексно. В разных обстоятельствах различные детерминанты влияют на формирование и развитие человека.