Значение государственного контроля за предпринимательской деятельностью велико. При его осуществлении проверяется, выполняется ли установленный правопорядок в процессе реализации финансовой деятельности органами местного самоуправления и государственной власти, учреждениями, предприятиями и гражданами. Кроме этого в процессе осуществления государственного контроля определяется эффективность и экономическая обоснованность действий предпринимателя, а также соответствие их задачам управления государства.
Поскольку наше государство имеет федеративное устройство, большинство сфер общественной жизни, а также предпринимательская деятельность (далее – ПД), регулируются нормативным актами субъектов Российской Федерации.
В зависимости от характера полномочий контролирующих органов и от того, кем осуществляется этот контроль, можно выделить четыре вида контроля, что воздействуют на предпринимательскую деятельность:
Рисунок 1.
Рис.1. Схема органов государства, которые осуществляют контроль за ПД
Государственная Дума Федерального Собрания и Совет Федерации образуют Счетную палату. В соответствии с действующим законодательством, это орган государственного финансового контроля, что обладает функциональной и организационной независимостью, а также организует контроль за своевременным выполнением расходных и доходных статей федерального бюджета.
При осуществлении предпринимательской деятельности правовыми нормами воздействия Счетной палаты Российской Федерации на нарушителей являются предписания и представления.
После реформирования в 2004 году в осуществлении контроля за предпринимательской деятельностью произошли кардинальные изменения, после чего были сформированы федеральные службы. Их главными функциями являются:
Федеральная служба – это главный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по надзору и контролю в сфере предпринимательской деятельности. Федеральная антимонопольная служба направляет юридическим и физическим лицам предписания, что обязательны к исполнению. Также данная служба принимает решения о включении либо исключении из реестра субъектов естественных монополий. Федеральная служба по тарифам имеет право издавать индивидуальные акты, которые обязательны для исполнения предпринимателями.
Одной из разновидностью контроля за предпринимательской деятельностью в РФ является контроль лицензирующим органом по соблюдению лицензиатом лицензионных условий и требований.
В пределах своей компетенции лицензирующие органы имеют право:
Наиболее распространенным примером контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль, который необходим для того, чтобы при проведении валютных операций обеспечить соблюдение валютного законодательства.
В Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и Правительством страны: Центральным банком РФ, Росфиннадзором (Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля.
В пределах своей компетенции агенты и органы валютного контроля проверяют все валютные операции, что проводятся резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, а также соответствие данных операций действующему законодательству. Органы валютного контроля определяют формы и порядок учета, документации и отчетности по всем валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Контрольные полномочия в сфере предпринимательской деятельности также есть и у судебной ветви государственной власти. Например, арбитражные суды могут рассматривать экономические споры, которые возникают из административных и других правоотношений. Также данные органы рассматривают и другие дела, которые связаны с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской деятельности – оспаривание НПА, которые затрагивают законные интересы и права заявителя в сфере ПД; взыскание с граждан и организаций, что осуществляют предпринимательскую деятельность, различных санкций и платежей.
Муниципальный и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности может осуществляться в следующих формах:
Под проверкой следует понимать комплекс мероприятий по контролю предпринимателей, что проводятся для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, которые установлены муниципальными правовыми актами. Данные проверки предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля или органами муниципального контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Плановые проверки могут проводиться только на основании ежегодных планов, которые разрабатываются органами муниципального и государственного контроля и надзора. Все планы должны быть доведены до заинтересованных лиц путем размещения на официальных ресурсах проверяющих органов или другими доступными методами.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не позднее, чем через три рабочих дня до ее начала посредством направления приказа руководителя проверяющего органа ПД о начале проведения проверки. Делается это посредством заказного письма с уведомлением о вручении.