На сегодняшний день мнения ученых о том, какие именно факторы можно считать приоритетными для развития личности человека, разделились на две большие группы. Одна группа ученых говорит о наследственности, как о предопределяющем факторе будущего новорожденного младенца, при этом отбрасывая важнейшую роль воспитания и окружающей среды. Вторая группа ученых придерживается той точки зрения, что основным фактором формирования личности выступает сочетание социальных компонентов с биологическими.
Таким образом, основными факторами формирования личности выступают:
Биологические факторы формирования личности:
Говоря о врожденных задатках способностей любого человека, необходимо отметить, что их наличие вовсе не говорит о том, что человек гениален. Если не трудиться ежедневно и упорно, стремясь овладеть разнообразными навыками, то никогда не получится стать великим астрофизиком или математиком.
Любой человек непрерывно находится во взаимодействии с социумом, к которому можно отнести друзей, знакомых, школу, университет, коллектив на работе. Индивид не может быть сформирован в отрыве от общения с окружающими. Как говорят во всех школьных учебниках: человек – это биосоциальное создание, в котором соединены дух и природа. При отсутствии воздействия общения у человека могут развиваться психические отклонения.
Помимо обретения условий обучения, коммуникация дает человеку возможность умственного обогащения. Новые знания не могут быть получены без ведения диалога с интеллектуальной собственностью другого человека, как устной, так и письменной.
Среда, кроме социальной, может быть домашней, то есть семейной. Семьей создается круг интересов и формируются ценности и нравственные качества любого человека. В этом случае не ведется речь относительно воспитания, а только о воздействии семьи на процесс развития личности с позиций среды:
Известно две основных теории влияния окружения на развитие личности человека. В соответствии с одной из них, человек уже рождается с заложенной в него программой, которая и будет формировать его характер и ряд способностей. В соответствии со второй теорией – именно окружение оказывает решающее воздействие на формирование личности каждого конкретного индивида.
Если человек посмотрит на свое окружение, то он может выявлять ряд закономерностей, то есть все эти люди будут иметь примерно одинаковый социальный статус, образование, а также ряд общих интересов. Иными словами, он будет также соответствовать всем обозначенным параметрам. И если у индивидуума появится желание изменить свою жизнь, а в чем-то улучшить ее, то первое, что необходимо будет сделать – это изменить окружение. Так как дойти до поставленной цели в той обстановке, в которой в тебя не верят, будет крайне сложно или даже почти невозможно.
В истории России известен наглядный пример – Михаил Ломоносов. Когда он был юношей, он имел сильную тягу к знаниям. Однако обстановка, в которой он изначально находился, не давала ему возможности получать необходимые умения и навыки. Поэтому он был вынужден совершить трудный выбор и покинуть отчий дом. Молодой человек не только полностью сменил свое окружение, но и место жительства, уехав в чужой город. Оказавшись в полном одиночестве, он не сдался, а напротив, окреп и раскрылся как одаренная и талантливая личность. С другой стороны, не сегодняшний день, известно множество обратных примеров. Многие молодые люди, родившиеся в крупных городах, получили хорошее образование и работу, но при этом стали простой «серой» массой. У них нет никаких интересов, они живут одним днем являясь простыми прожигателями жизни.
Из всего вышесказанного следует вывод, что окружение обязательно оказывает воздействие на процесс формирования и развития личности. Иногда в большей или меньшей степени. Особенное сильное влияние испытывают дети, поэтому главная цель родителей – помочь детям в формирование у них круга друзей и знакомых, а также демонстрировать отдельные принципы поведения и общения собственным примером. Взрослый человек должен самостоятельно обозначать для себя приоритеты в своей дальнейшей жизни и основываясь на них, формирования необходимое и успешное окружение вокруг себя.
Отдельно принято выделять воздействие социальной роли на личностное развитие. Важно не только нахождение человека в обществе как таковое, но и роль, которая принадлежит каждому конкретному человеку в данном обществе. Например, является он холостяком или отцом семейства, директором или подчиненным, ребенка или уже взрослого человека. Каждая роль оказывает индивидуальное воздействие формируя тем самым индивидуальные качества, которые необходимы в данный момент жизни.