Личность – это интегративная психическая структура, объединяющая внутренние условия психическое деятельности, выраженные в процессах, состояниях и свойствах, и преломляющая через них внешние воздействия.
Несмотря на определенные различия в структуре личности, механизмах ее развития и движущих силах, которые присущи представителям различных теоретических течений бесспорным остается факт ее социального характера. Социальные условия играют роль фактора формирования личности, представляют собой реальность, на которую личность проецирует свои свойства и качества.
Вне социального взаимодействия, будучи оторванной от социальной реальности личность теряет свое первостепенное значение, так как человек утрачивает возможность соотнесения себя с социумом, лишается точки приложения собственных потребностей, интересов, идей, психологических качеств и поведенческих особенностей.
Другой общепринятой установкой является восприятие личности, как целостности. Несмотря на тот факт, что в состав личности включаются самые разные компоненты, как биологического (темперамент, тип конституции), социального (самооценка, иерархия мотивов и потребностей), так и собственно психологического (способности, личностные черты) характера, личность понимается как некая интегративная реальность, которая не только объединяет различные компоненты, но и получает определенные свойства, которые выходят за рамки простой суммы свойств ее компонентов.
Развитие личности представляет собой сложный, закономерный процесс, который детерминируется одновременно биологическими, социальными и психологическими факторами. Сама возможность формирования личности заложена в индивиде, однако без включения в системы социального взаимодействия она не будет реализована. При этом развитие личности во многом сознательный процесс, который протекает через осознание взаимоотношений с окружающими, миром и самим собой, формированием определенных ожиданий, усваиванием или борьбой с требованиями других, которая приводит к созданию устойчивой личностной позиции по отношению к любым внешним воздействиям.
Исследование личности и выявление ее структуры представляет собой необходимую цель, так как данные знания имеют высокую практическую значимость выступая в качестве основы терапевтических, коррекционных, развивающих и воспитательных программ, диагностических методов, прогностических построений. В тоже время подходы к исследованию личности весьма разнообразны и создают альтернативные ее структуры, не совместимые между собой, что неизбежно ставит вопрос о границах применимости данных теорий.
Существование различных теорий обусловлено наличием двух методологических предпосылок, препятствующих эвристическому раскрытию структуры личности в современной науке:
Первая предпосылка связана с представлением об «атомарной» структуре личности, т.е. наличием в ней отдельных элементов, сумма свойств которых не сводима к свойствам самой личности. Из данной предпосылки логически вытекает необходимость последовательного изучения всех элементов личности, для определения ее структуры и сущности. Наиболее часто в качестве элемента используется понятие черты личности, либо блока, некой совокупности данных черт.
Проблема такого подхода выражается в том, что при подробном изучении отдельных проявлений личности взаимосвязи между ее частями остаются вне поля зрения исследователя и не могут быть им выявлены.
Из второй предпосылки вытекает предположение, что характеризуя отдельный элемент личности, можно дать характеристику всей личности в целом. Данный подход позволяет охватить личность как целостное образование, дает понимание ее динамики, как развивающийся структуры. В зависимости от теоретической позиции единицей анализа может являться влечение (психоанализ), установка, отношение, деятельность (отечественная психология).
В современной психологической науке можно выделить несколько основных стратегий изучения структуры личности:
Конституционно-антропометрическая стратегия сконцентрирована на выявлении типов реагирования личности на различные раздражители, которым часто приписывается биологическая обусловленность. По итогам исследования создается картина взаимообусловленных способов реагирования личности, с раскрытием их детерминации. В рамках данной стратегии создаются типологии характеров.
Факторная теория ставит своей целью изучить черты личности, зафиксированные в языке, по предрасположенности к которым рассматривают структуру личности. В рамках факторной стратегии личность приравнивается к набору черт, часть которых – исходные черты – имеет биологическую заданность, в то время как другие – конституциональные черты – сформированы под воздействием социума. При этом черты могут быть как общими, характерными для больших групп людей, всего человечества, так и уникальными, присущими конкретной личности.
Блочная стратегия представляет собой альтернативный вариант факторного подхода, когда место личностных черт занимают блоки – совокупности характеристик личности, проявляющиеся в реальных жизненных обстоятельствах. Блочная теория также совмещает биологические и социальные блоки, причем последние выступают в качестве «надстройки» над физиологическими компонентами личности. Структура личности выглядит как набор блоков, связи между которыми как правило представлены достаточно слабо, например, в теории Ковалева выделяются следующие блоки: темперамент, направленность, способности.
Мотивационно-динамическая стратегия рассматривает вопросы побудительной силы личности, источника ее активности, который одновременно выступает источником ее развития. Как правило в теориях, построенных в рамках данной стратегии основой активности личности выступает потребность и мотив, как направление деятельности по удовлетворению потребности.