Абрахам Маслоу - один из основоположников гуманистической психологии, как «третьей силы», наряду с такими влиятельными направлениями как психоанализ и бихевиоризм. Гуманистическая психология во многом формировалась в противовес этим двум, доминировавшим на тот момент школам психологии и значительная часть ее принципов и взглядов строилась от противного.
В частности, одним из центральным положений гуманистического направления, является необходимость изучения психологии здоровой личности, в отличии от психоанализа и бихевиоризма, которые концентрировались на личности дефицитарной, отягощенной невротическими и поведенческими расстройствами. Только изучая здоровую, социально активную, успешную личность, по мнению Маслоу, можно выявить особенности нормальной психики.
Точно также Маслоу в своих подходах к личности, противостоит тенденции рассматривать ее проявления с точки зрения адаптации к социуму, поведенческой или мотивационной.
Адаптация – это пассивный процесс, предполагающий приспособление к условиям, человек же в отличие от животных способен на творческую, активную позицию, которая выражается через преобразование среды, развитие личности.
Развитие и адаптация несовместимы, так как адаптация направлена на снижение уровня напряженности, а развитие, напротив, увеличивает его.
Острой критике подвергается ролевой подход к интерпретации человеческого поведения. Роли – выражающие требования и ожидания общества, выступают скорее ограничителем поведения личности, чем ее мотиватором. Источник активности человека лежит в нем самом, в его самости, которая выражается в индивидуальном сочетании психологических особенностей, способностей, желаний. Исследование самого себя, через включение в систему взаимодействия с внешним миром, представляет собой главный путь развития и мотивации личности, с точки зрения Маслоу. Роли, как и психологические защиты, препятствуют осознанию своих истинных качеств и могут приводить к возникновению психологических расстройств.
Центральным элементом теории личности А. Маслоу является иерархия потребностей. В ее первоначальном варианте представлено пять уровней потребностей личности:
Физиологические потребности выражаются в удовлетворении потребностей организма, таких как еда, сон, секс, убежище и так далее. Потребности безопасности и защиты реализуются через личные и общественные усилия по организации законности, порядка, безопасности от враждебных и угрожающих обстоятельств и нацелены на длительное выживание личности и ее потомства.
Уровень принадлежности и любви реализуется через включение личности в социальную группу, а также межличностные отношения. Причем любовь может быть дефицитарной, вызванной недостатком чего-либо (заботы, эмоциональной близости, безопасности) или бинарной, основанной на признании ценности другого.
Уровень самоуважения связан с принятием личности самой себя, а также принятием ее другими как ценной, компетентной, обладающей навыками, знаниями, авторитетом. Высшей потребностью и уровнем развития личности выступает самоактуализация, как процесс перманентной реализации личностью собственных способностей, желаний, осуществление творческого, деятельного подхода к миру и самому себе.
Уровни в данной схеме, получившей также название «пирамиды Маслоу», находятся в отношениях жесткого соподчинения – пока не удовлетворены нижележащие потребности (физиологические, в безопасности), личность не может осознать и быть детерминирована вышележащими потребностями (самоуважения, самоактуализации). При этом обратное не справедливо. Т.е. достигнув уровня самоуважения, личность в своем поведении будет мотивирована всеми нижележащими потребностями.
Согласно данной схеме, если в какой-то момент нижележащие потребности перестанут удовлетворяться, то вышележащие будут фрустрированы и не смогут более мотивировать личность, произойдет редукция ее потребностной сферы.
Позднее данная типология была подвергнута критике, в том числе и со стороны самого Маслоу. Жесткая иерархия уступила место классификации потребностей на два типа:
Дефицитарные или Д-потребности – это любые потребности связанные с восполнением какой-либо нужды, поддержанием равновесия между личностью и средой (как внешней, так и внутренней). Общая направленность этих потребностей связана со снижением уровня напряжения.
Бытийные или Б-потребности – это любые потребности связанные с развитием личности. Если предметом Д-потребности как правило выступает конкретный объект находящийся в непосредственном жизненном окружении личности, то Б-потребности формируют долгосрочные цели, реализация которых связана с значительными усилиями для личности. Общая направленность бытийных или метапробностей связана с повышением уровня напряжения личности.
А. Маслоу исследовал жизненный путь различных выдающихся личностей, таких как А. Энтштейн, А. Линкольн, Ф. Рузвельт и др., и на основе их переживаний выдвинул идею о самоактуализации, как о высшем уровне развития личности.
Самоактуализация – это беспрерывный процесс осознания себя, реализации собственных способностей, способ выстраивания взаимоотношений личности с миром.
Самоактуализация не является врожденной потребностью каждого человека, ее достижение требует определенного уровня развития, пока не удовлетворены дефицитарные потребности, личность не может осознать свою потребность в развитии. Однако достигнув самоактуализации личность может оставаться на этом уровне даже если ее Д-потребности фрустрированы.
Самоактуализация это не конечное состояние, итог развития личности, это процесс ее бесконечного развития, которое становится естественным ходом жизни.
Маслоу выделяет 8 критериев самоактуализации: