Карл Густав Юнг один из выдающих учеников З. Фрейда и продолжатель его идей. Развиваясь в рамках психоаналитического подхода Юнг наибольшее внимание уделял движущим силам, управляющим поведением человека. Позиция Фрейда, согласно которой все поведение человека детерминируется двумя инстинктами – эрос и танатос (влечение к жизни и влечение к смерти), представлялась Юнгу слишком узкой, ограниченной. С его точки зрения на личность влияют и интрапсихические факторы, которые представлены формами коллективного опыта человечества, кристаллизованного в виде образов – архетипов.
Другой точкой расхождения классической и юнгианской теории стал вопрос о природе либидо – психической энергии. По Фрейду, либидо носит исключительно сексуальный характер, в то время как Юнг утверждает, что энергия либидо принимаем форму наиболее актуальной на данный момент потребности – физической или духовной. Наличие концептуальных противоречий между взглядами двух ученых привело к появлению нового направления в психоанализе – аналитической психологии Юнга.
Структура личности, выдвинутая Юнгом включает два традиционных для психоаналитических теорий элемента, таких как эго и личное бессознательное.
Эго – центральный компонент самосознания личности, включающий в себя наши мысли, чувства, переживания и воспоминания, которые обеспечивают единство и самоидентификацию психической жизни личности.
Личное бессознательное представляет собой вместилище для вытесненного содержания сознания – внутриличностных конфликтов, желаний, переживаний.
Кроме того, в нем же находятся ощущения и образы окружающего мира, которые не несут достаточно значимой информации, чтобы осознаваться личностью. Главным содержанием личного бессознательного являются комплексы.
Комплексы – это паттерны аффективно-напряженных мыслей, чувств, воспоминаний, связанных с прошлым опытом индивида или его родовой памятью. Комплексы оказывают влияние на поведение личности, подталкивая ее на реализацию содержания комплекса. Причем чем более напряженных и осознанным является комплекс, тем более влияние на личность он оказывает. Содержанием комплекса могут выступать самые различные переживания человека.
Например, центром комплекса может стать ситуация одиночества. В этом случае личность неосознанно будет предпринимать действия, чтобы ограничить свой круг контактов, не заводить близких отношений, избегать других людей, которые будут стремиться завязать с ней тесное знакомство.
В дополнение к традиционным слоям личности Юнгом был выделен третий элемент – коллективное бессознательное.
Под коллективным бессознательным понимается хранилище скрытых отголосков памяти предков человечества и даже человекообразных обезьян. Эти отголоски представляют собой генерализованные мысли и чувства, как результат отражения общечеловеческого опыта. Они передаются благодаря наследственности и универсальны для всех людей.
Архетип – это универсальная мыслительная форма, содержащая значительный эмоциональный компонент.
Архетипы представляют собой основное содержание коллективного бессознательного и оказывают значительное влияние на поведение личности, которое выражается в некоторых универсальных установках, предрасположенностях реагировать определенным образом на стимулы окружающего мира. В первую очередь это касается таких всеобщих стимулов как мать, мужчина, женщина, смерть и т.д.
В коллективном бессознательном находится множество архетипов, которые в достаточной степени независимы от других психологических структур личности и с трудом могут быть выявлены. Однако существует ряд архетипов, которые крайне тесно интегрированы в структуру личности и оказывают значительное влияние на реализацию психической жизни индивида.
К ним можно отнести следующие:
Персона представляет собой архетип социальной роли, образ маски которую личность демонстрирует обществу. С одной стороны, персона защищает личность от давления социума, помогает устанавливать и поддерживать социальные контакты, адаптироваться к требованиям общества. С другой стороны, становясь доминантной персона может заменить собой индивидуальность – т.е. личность перестанет играть роль, а начнет жить ей, а все несоответствующее психическое содержание будет вытесняться.
Самость представляет собой центр личности, основу ее самоидентификации и Я-концепции, которая связывает между собой психическое содержание Эго. В противовес персоне достижение самости обозначает обретение самого себя, установление гармонических отношений с собственным внутренним миром, понимание и принятие собственных мотивов и желаний.
Тень выступает противоположностью персоны. Это центр бессознательного, объединение всех вытесненных воспоминаний, переживаний, желаний, которые противоположны персоне, не отвечают ее требованиям.
Анима и анимус это архетипы отражающие интросексуальность каждой личности. Анима представляет собой образ женщины в мужчине, а анимус образ мужчины в женщине. Помимо того, что данные архетипы проявляются через феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин, они также способствуют пониманию противоположного пола и стремлению установить с ним контакт.
Позднее Юнгом была сформулирована классификация типов личности в основу которой он положил три пары противоположных ориентаций:
Интроверсия и экстраверсия описывают направленность личности, сконцентрированность ее усилий, внимания, потребностей и аффектов на внешнем или внутреннем мире. Экстраверсия описывает ориентацию вовне, она проявляется через подвижность, разговорчивость, коммуникабельность личности. Интроверсия напротив представляет собой ориентацию во внутрь и проявляет через созерцательность, сосредоточенность, отстраненность. При этом интроверсия и экстраверсия всегда сопутствуют друг другу и не являются полностью взаимоисключающими качествами. На разных этапах жизненного пути у одной личности могут доминировать то экстравертированная то интровертированная направленность.
Мышление и чувство – это рациональные функции, которые позволяют выносить суждения об окружающем мире на основании личного опыта. При этом мыслительный тип опирается на логику и аргументы и выносит ценностные суждения об окружающих, а чувствительный использует эмоции и выносит оценки.
Ощущение и интуиция – это иррациональные функции, которые пассивно отражают внешний и внутренний мир. Ощущающий тип в значительной степени ориентирован на реалистичное отражение окружающего мира, для него характерно отличное развитие органов чувств. Интуитивный, характеризует неосознанным восприятием текущего опыта. Опуская детали, он ухватывает самую суть происходящих событий в ее непосредственном виде.