Сознание представляет собой особую форму развития психики, сущность которой заключается в субъективном переживаний событий и явлений окружающего мира и психических процессов, на внутреннем плане личности.
Сознание является одним из наиболее сложных для изучения психологических феноменов. С одной стороны, его существование - непреложная данность, не требующая доказательств, с другой подходы к сущности этого явления, его свойств и закономерностей, весьма ограниченны, т.к. в сознании мы наблюдаем прежде всего психические процессы, само же оно ускользает от нашего внимания, кажется пустым.
С физиологической точки зрения сознание представляется как очаг возбуждения нейронов, который перемещается по коре больших полушарий, получая информацию от разных структур и перепроверяя ее, при повторном входе в те же структуры. Один цикл перемещения очага возбуждения, который занимает около 100-150 мс., называется циклом сознания и обеспечивает самоидентификацию личности.
Сознание не является исключительно человеческим феноменом. Сознание присутствует у млекопитающих и птиц. В тоже время можно говорить о более обобщенных формах этого явления, таких как общественное сознание.
Общественное сознание - это отражение окружающей реальности большими массами людей, в котором представлены культурные, материальные, исторические формы общественной деятельности.
Общественное сознание, по сути, выражает само состояние общества. Оно проявляется через общественное мнение и настроение, формы морали, нравственности и права, через общественные движения. Складываясь из индивидуальных сознаний отдельных людей, общественное сознание выступает формой их интеграции, более сложной, чем простая механическая сумма.
В психологической науке принято выделять пять видов сознания:
Житейское является самым ранним видом сознания, которое формируется у ребенка процессе взаимодействия с предметами окружающего мира к концу первого года жизни. Житейское сознание тесно связано с языком, усвоением лексических значений и смыслов, общественных стереотипов.
Проектное сознание ориентировано на выполнение практических целей и задач. Оно формируется в результате общественной практической деятельности, усвоения трудовых умений и навыков, участвует в целеполагании и разработке структуры деятельности.
Научное сознание появляется благодаря усвоению научных знаний об окружающем мире, а также в процессе научного изучения мира. Оно не просто содержит представления о предметах, но также об их сущности и взаимосвязях между ними.
Эстетическое сознание тесно связано с аффективной сферой личности, реализуется в рамках эмоционально-чувственного познания мира.
Этическое сознание развивается в процессе межличностного общения, усвоения социальных норм и правил.
С физиологической точки зрения различаются следующие виды сознания: