В процессе онтогенеза самосознание проходит ряд этапов своего формирования. Первый этап представляют самоощущения, связанные с тем, что чувствует ребенок на руках у родителей. В данный период закладываются только истоки самосознания. В возрасте между 8 и 16 месяцами ребенок уже может отличить собственное изображение в зеркале от других людей, в том числе другого ребенка. К двум годам ребенок начинает постигать смысл тех действий, которые взрослые делают перед зеркалом - при расчесывании он активно любуется собой, начинает задумываться о красоте, аккуратности и т.д. развитие осознания собственного Я происходит в результате активного взаимодействия с окружающими, прежде всего родителями. Под влиянием общения у ребенка формируются важные составляющие его образа Я, такие как эмоционально-позитивное самоощущение и переживание своей значимости для других людей. В последующем эти факторы сильно скажутся на его самооценке.
В возрасте двух лет появляются важные элементы самосознания ребенка:
Наибольшей пластичностью обладает самосознание ребенка в возрасте от 2 до 6 лет. В этот период влияние родителей и их стиль воспитания являются решающим фактором на закладывание той или иной основы Я-концепции. Главным обретением на этой стадии для ребенка является получение чувства независимости, обретение некоторой самостоятельности. Ограничение детской активности может привести к его застенчивости и низкой самооценке.
Постепенно ребенок приобретает умение оценивать свои и чужие действия. Уже в возрасте 6-7 лет ребенок способен осознать себя во времени, т.е. он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет, каким будет, когда вырастет. Несмотря на дальнейшее развитии саморегуляции, суждения ребенка о себе достаточно поверхностны, оптимистичны, основываясь главным образом на внешней характеристике.
В подростковом возрасте происходит развитие интереса к своему собственному миру, начинается активный процесс самопознания. Чрезмерный самоанализ нередко приводит к выявлению собственных недостатков и, как следствие, недовольству собой. От этого сильно страдает самооценка, которая в период пубертата часто бывает низкой. Другое направление развития самосознания в подростковом возрасте - стремление к обретению независимости (вновь) и ощущения чувства взрослости. Он стремится добиться от окружающих собственного признания, а также самому ощущать себя взрослым человеком, используя для этого самый разнообразный набор средств.
В период взрослости формирование самооценки идет вместе с процессом самоактуализации. Данные процессы взаимообусловлены. По мере взросления процессы самосознания помогают личности достичь необходимый ей уровень самоактуализации, что позволяет глубже и полнее ощущать внутренние переживания. Накопленный опыт взрослого человека меняет его самоотношение, на развитие самосознания во многом оказывают влияние внешние социальные факторы в виде бытующих в обществе социальных норм и правил. Нередко Я-концепция и социальные требования общества могут входить в противоречие между собой, такая ситуация несет угрозу для личности.
В период средней взрослости гармоничная личность склонна к идентифицированию себя с другими людьми, в основном для того, чтобы помочь их самоактуализации, однако в своем влиянии лни проявляют осторожность, не посягая на право других распоряжаться своей жизнью и удовлетворять имеющиеся у нее потребности любым способом. Я-концепция в период средней взрослости стремится к сохранению собственной автономности, поэтому всякие попытки, связанные с ее изменением, встречаются недружелюбно, личное пространство всячески защищается.
Для личности, успешно справившейся с задачами самоактуализации, самосознание проявляется через ряд таких личностных качеств:
Однако часто крах жизненных целей или влияние стрессовых ситуаций способно вызвать переоценки имеющихся взглядов относительно себя, своей жизни в целом. На этапе средней и поздней взрослости таким фактором часто оказывается болезнь.
В период поздней взрослости и старости Я-концепция состоит из множества образов Я, которые возникают у человека в процессе самой разной деятельности. Данные образы личности избирательны, но они отражают события и свою роль в них таким образом, чтобы это не нарушило основные личностные позиции. Психологическая характеристика этого возраста по Эриксону состоит из переживаний собственной цельности и безнадежности. Тот, кто, окидывая прожитую жизнь, испытывает удовлетворение, переживает чувство цельности. Для тех, кто сожалеет о том, как могла бы, но не сложилась его жизнь, чувствует безнадежность. Пройденный жизненный путь характеризуется в структуре самосознания этапами определенные открытий в себе, которые могут быть и позитивными, и негативными, ломкой старых личностных каналов и началом освоения новых рубежей.
Согласно проведенным исследования, социальное влияние окружающих оказывает значительный эффект на самосознание пожилых людей. Так, распространенные в обществе представления о стариках, как о людях беспомощных, бесполезных, слабоумных, ретроградов под влиянием процессов интериоризации приводит к усвоению самими пожилыми данных стереотипов, снижению их самооценки, боязни подтвердить негативные шаблоны своим поведением.
Старение человека может быть адаптивным и неадаптивным. Адаптивным считается такой процесс старения, который сопряжен с ориентацией личности на творчество, на реализацию духовно-нравственных отношений. Такие же черты личности, как неразвитость автономии, самонадеянность, слабая инициатива являются факторами неадаптивного старения.