Самосознание – это высший уровень развития сознания, процесс и результат познания себя, своих психологических, физиологический и социальных особенностей, а также соотношения себя с другими и самим собой.
Самосознание представляет собой один из интереснейших объектов изучения психологической науки, в силу го важности в структуре человеческой личности, а также в прикладной психологической деятельности. Высокая значимость проблемы самосознания, находит свое отражение в многообразии подходов к его определению и выделению критериев начала формирования самосознания в онтогенезе.
На позициях раннего, физиологического отображения самосознания стоят подходы Бехтерева и Столина. В качестве критериев первичных форм самосознания они указывают смутное ощущение процесса существования, познание собственного тела, через простейшие манипуляции, которые характерны для младенцев. Таким образом самосознание зарождается онтогенетически раньше сознания, которое в дальнйшем выступает как база его формирования.
С точки зрения психоанализа, критерием формирования самосознания выступает процесс отделения ребенка от матери, который как правило совпадает с прекращением грудного кормления, т.е. в 1,5 – 2 года. Ребенок начинает осознавать собственные, эгоистические потребности, что приводит к первичному познанию самого себя, выделению себя из окружающего мира.
Согласно субъектно-деятельностному подходу самосознание складывается к трем годам, когда ребенок начинает узнавать себя на фотографиях и в зеркале, устойчиво использовать местоимение «я», т.е. выделять себя из окружающего мира, осознавать себя как некую цельность, идентичность.
Наконец, Кон и Шпрангер настаивают на том, что хотя предпосылки к формированию самосознания складываются еще в детстве, говорить о нем как о самостоятельном процессе можно лишь начиная с подросткового возраста, когда активно начинают работать процессы самопознания и самоотношения, через рефлексию и самооценку. До этого момента накопление знаний о себе носит естественный и неустойчивый характер, образ Я легко меняется под воздействием оценок других, особенно взрослых.
В настоящее время в науке принято выделять 11 критериев самосознания:
Самосознание представляет собой сложный и многокомпонентный феномен. Оно охватывает одновременно разные формы и уровни взаимодействия личности с самой собой. Согласно Мерлину структура самосознания содержит четыре компонента:
Данные компоненты перекликаются с уровнями самосознания. Непосредственно-чувственный уровень предполагает осознание себя как индивида, понимание непрерывности и преемственности собственного бытия, познание собственной физической индивидуальности. Целостно-образный уровень включает в себя понимание Я как действенного, активного начала, источника желаний и потребностей, а также энергии, воли и саморегуляции. Образ Я приобретает характер целостной системы, хотя и не полной. Рефлексивный уровень реализуется через целенаправленное самоизучение, наблюдение за собственным поведением, мыслями и эмоциональными состояниями. Происходит поиск уникальных, индивидуальных особенностей, идентичности, которая выстраивалась бы не только на преемственности бытия, но и отличии от других. Целенаправленно-деятельностный уровень предполагает наличие системы критериев по которым происходит оценка себя и собственной деятельности. Данные критерии должны быть внутренними, выработанными самой личностью, на основании ее знаний и опыта, и служат в качестве источника дальнейшего личностного развития.
Механизмы самосознания – это пути, по которым складывается образ Я, формируются процессы самопознанния и самоотношения личности. Поскольку самосознание продукт социализации, включенности личности в социальные отношения, механизмы его формирования начинаются действовать задолго до возникновения самосознания как такового, а именно с момента рождения ребенка, а иногда и в процессе беременности.
Первичным из таким механизмов выступает атрибуиця, т.е. непосредственное приписывание ребенку тех или иных особенностей и качеств. Как правило это происходит в форме прямого или косвенного внушения, когда новорожденные уже наделяется такими качествами как умный, красивый, сильный, послушный и так далее.
Система комплиментарных отношений характеризует взаимотношение и позицию субъекта в паре, а в случае взаимотношений родитель-ребенок, для последнего эта позиция проецируется на весь мир. Благоприятные отношения закладывают основы позитивной, реалистичной установки, отвергающие приводят к формированию комплекса «я – плохой».
Принятие точки зрения другого на себя – это вариант интериоризации, когда ребенок вращивает, впитывает особенности поведения и отношения значимых взрослых, присваивая их ценнности, убеждения и в том числе оценку себя самого.
Идентификация – один из достаточно зрелых механизмов самосознания, позволяющий встать на место другого, приписать ему собственные мысли и переживания. Особенность данного механизма в том, что он позволяет взглянуть на себя со стороны, перешагнуть через эгоистическую позицию.