Чтобы лучше определить сущность сознания, необходимо остановиться на его психологических признаках. Самыми неотъемлемыми признаками человеческого сознания являются речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в форме сочетания образов и понятий.
Сознание обусловлено социальными условиями, оно обладает способностью творчески преобразовывать действительность, отражает мир в его существенных связях и отношениях, имеет прогнозирующий характер и способность к самосознанию.
Сознание является совокупностью знаний, в связи с этим, в структуру его входят познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление и др.). Нарушения или расстройство протекания любого из познавательных процессов влияет на осознание. Сознание состоит из чувственной ткани, в него входят чувственные образы предметов, посредством которых индивид обогащает свои знания.
Различение субъекта и объекта, возможность отделить «Я» от «не Я». Человек, в отличие от животных, способен осуществлять самопознание (сознание рефлексивно), способен обращать свою психическую деятельность на исследование себя и осознанно оценивать свои поступки, явления, протекающие в психике и др. Сознание создает особое чувство реальности внешнего мира понимание индивидом того, что он существует не в сознании личности, а вне его. Так, индивид отделяет себя от окружающего мира и отделение от «не Я» происходит постепенно. Каждый человек в детстве проходит этот путь.
Целеполагающая деятельность. Функция постановки целей деятельности предполагает и дает возможность разумного регулирования поведения и деятельности индивида. Благодаря сознанию, индивид способен предварительно спрогнозировать результаты своей деятельности, мысленно выстроить схему деятельности и увидеть результат. Благодаря этому и посредством воли человек может осуществлять целеполагающую деятельность.
Включение в состав сознания определенных отношений. Это отношение к окружающему миру, к конкретным людям, предполагает весь спектр эмоций и чувств, сопровождающих сложные человеческие объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый индивид. В отечественной психологии важной характеристикой сознания является связь индивидуального сознания с обществом, посредством смыслов и языковых значений. Сознание использует эмоциональные оценки в межличностных отношениях.
Сознание способно представить действительность, которая в данный момент может отсутствовать или не существовать. Индивид способен произвольно отвлечься от восприятия окружающего и сосредоточить внимание на какой-то идее и развивать её. Вне зависимости от реальности происходящего в сознании события.
Сознание обладает личностным смыслом. Личностный смысл отражает опыт индивидуальной деятельности человека. Так, один и тот же предмет может иметь совершенно разный смысл для разных людей и быть связанным с разными событиями.
Язык и речь формируют связанные, но различные стороны сознания. Сознание – это система значений и смыслов. Значением слов обозначается содержание понятия, которое вкладывается носителем языка. Значения имеют различные оттенки в употреблении. Система вербальных значений характеризует наполненность общественного сознания, которая отражена в знаковых системах языка и не зависит от сознания каждого отдельно взятого индивида. Вот почему без языка и речи не представляется существование сознания.
Таким образом, признаки сознания определяются развитием речи и усваиваются определённым индивидом в форме языка. Речь, в некотором смысле, становится его реальным сознанием.
Язык как некая система знаков, может выражаться в звуковом эквиваленте, а может передаваться жестами, символами и др. (индивид, с нарушением слуха или функций речевого аппарата, обладает сознанием).
Кроме того, сознание существуют не только в словесной, но и в образной форме. Это связано с применением второй сигнальной системы, которая вызывает и преобразует существующий образ.
Ярким примером образного сознания является искусство (музыка, архитектура, живопись и т.д.). Всё то, что понятно каждому и универсально.
Таким образом, сознание любого человека уникально, но не произвольно, оно обусловлено существованием внешних по отношению к сознанию факторов, и определяется структурами социальной системы, в которой существует личность, носит общественно-исторический характер.