Общая характеристика психологического воздействия
Определение 1
Психологическое воздействие – это влияние на состояние, мысли чувства и поведение другого человека, с помощью психологических средств, но с предоставлением ему права и времени ответить на это влияние.
В процессе психологического воздействия на сознание индивида, выделяется инициатор влияния и адресат влияние или реципиент, тот из партнеров в общении, к которому обращена попытка воздействия. В процессе коммуникации инициатива может переходить от инициатора к реципиенту.
Процесс взаимного влияния - это соприкосновение двух или нескольких волевых структур, осознанно или бессознательно борющихся за уподобление себе, своим планам, желаниям, чувствам и действиям других людей.
Симметрия в уподоблении необязательна. В процессе воздействия на сознание личности, например, в рамках манипулирования или принуждения, личность желает уподобления чувств или действий другого человека своим замыслам, независимо от того, совпадают ли они с замыслами инициатора.
Выделяют определённые виды психологического воздействия на сознание личности. Рассмотрим их подробнее.
Виды психологического воздействия на сознание личности
Воздействие на сознание личности может быть: оперативным и стратегическим, бытовым и профессиональным, аналитическим и конструктивным. Может быть представлено на разных уровнях (коммуникативном, на уровне поведения, на уровне жизнедеятельности и т.д.).
- Произвольное и непроизвольное воздействие. Воздействие является произвольным, когда инициатор ожидает определенного психологического эффекта и осознанно воздействует на кого-либо (индивида, микросоциум, общества в целом и др.); непроизвольное воздействие осуществляется «случайно», когда его результаты не планируются и не предусмотрены заранее.
- Прямое и косвенное воздействие. Прямое направлено на определённых людей, в данный момент времени и касается определенной ситуации (поведенческой ситуации, экономической ситуации, ситуации в обществе и т.д.). Как прямое воздействие, можно рассматривать воздействие рекламы на экономическое поведение людей.
- Непосредственное и опосредованное воздействие. Непосредственное воздействие – это презентация продукта, опосредованное – сообщение в электронных средствах, в СМИ о какой-то информации, связанной с продуктом.
- Открытое и скрытое воздействие. Факт воздействия на сознание может маскироваться или подчёркнуто демонстрироваться. Примером последнего служит воздействие актера, рекламной кампании, гипнотизера и т.д. Скрытое воздействие осуществляется через манипулятивные техники и в рамках психологической войны.
- Императивное и неимперативное воздействие. К императивным формам (авторитарным, директивным), относятся: приказ, требования, принуждение, к неимперативным относятся: просьба, совет, похвала, поддержка, утешение и др.
Акциональный подход в психологии воздействия
За последнее время (с середины XX в.), в психологии воздействия происходит изменение отношения к личности. Если раньше реципиент рассматривался как «пассивный реактор», отвечающий на воздействия, сегодня он представляется субъектом, проявляющим избирательность в процессе отражения внешних воздействий. Этот подход, был обозначен как субъектный или акциональный.
В рамках данного подхода, разрабатываются теории, которые основываются на идее активности, целостности психического функционирования личности.
В рамках данной концепции, было реализовано большое количество эмпирических исследований, на их основе разработаны приемы и средства психологического воздействия успешно применяемые в СМИ при формировании общественного мнения, при создании рекламы, в педагогической практике.
Тем не менее, стратегии воздействия в рамках данной парадигмы рассматриваются как манипулятивные технологии.
Замечание 1
Альтернативой императивного и манипулятивного межличностного общения, является диалогическое, основанное на равноправии партнеров.
Виды психологического воздействия на сознание на основе диалогического общения
- убеждение /аргументация – осознанное воздействие на другого индивида, либо группу людей посредством рассуждения, с целью изменения отношения, поведения или решения;
- самопродвижение – обозначение своих целей и доказательство компетентности и квалификации с целью получить высокую оценку своих качеств, знаний, умений и т.д., для того чтобы получить некие привилегии в ситуации выбора (продвижение по карьерной лестнице, приоритетность личности в профессиональном отборе и т.д.);
- внушение – осознанное, но не аргументированное воздействие на индивида, либо группу, имеющее своей целью изменения их поведения, отношения к чему-либо, внедрение идей, чувств, эмоций без возможности оценки их критически и логически. Значимым инструментом внушения является слово, а также эффективным его компонентами является взгляд;
- заражение - передача своего отношения, сознания, другому индивиду или группе людей, которые неким образом перенимают это состояние или отношения;
- управление – воздействие, предполагающее наличие определенного статуса, полномочий и власти для влияния на поведение, мышления адресата; применяется родителями, воспитателями, управляющими и др.