Самосознание – это процесс изучения человеком самого себя, выявления собственных значимых свойств и качеств, как психологических, так физиологических и социальных.
Самосознание - достаточно сложный феномен, который формируется у человека в рамках отногенеза под воздействием социума. Наличие и восприятие других оценок, направленных на себя, а также возможность сравнения выступают необходимыми условиями складывания самосознания в процессе развития психики. Самосознание направлено на самого себя, т.е. на саму личность, ее особенности, поведение, мотивы, переживания, опыт. Это постоянный процесс, который, по мнению отдельных ученых, начинается еще до появления сознания в смутных ощущениях факта существования, либо, наоборот, только в подростковом возрасте, с появлением рефлексии, и продолжается до самой смерти.
Самосознание может носить целенаправленный характер, когда человек осознанно подходит к вопросу познания себя, организует специальную деятельность, по анализу причин собственных поступков и чувств, или даже погружению себя в экстремальные условия, с целью выявления новых качеств. Однако и в том случае, когда личность не слишком интересуется собственным внутренним миром, процесс познания себя все равно происходит на уровне сличения себя-настоящего, с собой-прошлым и идеальным образом Я, который выступает как желаемая цель, итог деятельности.
Как высокоуровневый, психический компонент самосознания формируется постепенно, проходя через определенные уровни. Так Столин выделяет три уровня самосознания:
Сознание – это внутренний план психики, на котором представлено отражение внешнего мира, субъективных представлений о нем и отношения к нему, а также ряд процессов собственно-психической деятельности.
Вопрос о сущности и механизмах сознания относится к числу фундаментальных проблем психологии, поскольку являясь площадкой на которой разворачивается любой психический процесс, доступный нашему наблюдению, сознание остается как бы вне поля зрителя, меняя свои свойства в зависимости от содержания. Осознание окружающего мира, существенных взаимосвязей между его элементами, а также оценка результатов собственных воздействий на этот мир позволяют сформировать его целостный образ, который носит субъективный характер.
Важную роль в образе мира занимает образ собственного Я. Эмоциональное отношение к отдельным явлениям и объектам окружающего мира, может оказывать значительное влияние на их восприятие, нередко более значимое чем логические факты. Формирование образа Я выступает центральной функцией самосознания.
Таким образом, самосознание является определенной надстройкой сознания, более сложным витком его развития, что частично подтверждается тем, что самосознание присуще только человеку, а сознание многим высшим млекопитающим. Его социальный характер обуславливает большую эволюционную сложность и значимость данного образования.
Как процесс самосознание реализует ряд функций, которые можно обозначить в качестве его целей – необходимых результатов деятельности:
Преемственность - одна из элементарнейших, но в тоже время важнейших функций самосознания, которая достигается за счет соотнесения себя настоящего с собой прошлым. Реализация преемственности позволяет ощущать себя как единое целое, имеющее определенную историю, опыт, устойчивое содержание. Преемственность психического выступает одним из необходимых условий формирования личности.
Формирования образа Я представляет собой уже более сложную функцию, реализующуюся как за счет нецеленаправленного наблюдения за собой и своими психическими состояния, так и за счет активных познавательных действия. Важную роль в складывании Я играет сравнение себя, своих действий свойств и качеств с другими, окружающими личностями.
Самооценка предполагает не только признание за собой определенных свойств, но и их ранжирование исходя из внешних и внутренних критериев. Изначально самооценка формируется на основании оценок других людей, который приписывают человеку поределенные атрибуты уже с самого момента его рождения, когда самосознания как такового не существует. Однако со временем личность научается ориетироваться не на внешние, а на внутренние критерии, которые удовлетворяли бы не только требованию социальной желательности, но и собственным потребностям личности.
Самооценка может быть критичной и некритичной. Критичная самооценка предполагает наличие значительных расхождений между требованиями к себе и собственными возможностями. Это расхождение вопринимается личностью как проблемное, нуждающееся в исправлении, в этом случае самосознания выступает как источник не только познавательной, но и преобразовательной активности, которая может выходить за пределы личности. В случае некритичной самооценки расхождения игнорируются, либо им не придается значения, что приводит к определенному застою в личностном развитии.