Социальная адаптация рассматривается как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат данного процесса.
Исследование вопросов социальной адаптации имеет большую теоретическую и методологическую значимость и занимает важное место в науке. Вопрос выделения этапов социальной адаптации, актуален с точки зрения решения прикладных задач в социальной психологии личности. В частности, одним из прикладных направлений исследования социальной адаптации является исследование адаптации в рамках учебной или профессиональной деятельности, при изменении микросоциальной среды, в ситуации адаптации к новому социальному окружению.
В психологии социальной адаптации выделяют этапы адаптационного процесса к изменяющимся условиям.
Выделяют пять этапов социальной адаптации (по А.А. Реан):
Подготовительный этап адаптации – здесь происходит, в первую очередь, аккумулирование полученной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности, о микросоциуме в рамках предстоящих условий в которых будет происходить адаптация. В зависимости от особенностей личности, от его индивидуально-психологических свойств, мотивационной, волевой сферы и др., данный этап может реализовываться в активной и целенаправленной деятельности либо проходить в относительно пассивной форме.
Этап стартового психического напряжения, который отличается состоянием и наличием нервно-психического напряжения в связи с переживанием и/или проживанием подготовительных событий и первоначального включения в новые условия. На данном этапе происходит некая мобилизация психических и физиологических ресурсов личности для того чтобы обеспечить существование или предпосылки существования в новых социальных условиях. Отмечается определённое психо-физиологическое напряжение, психика находится в состоянии мобилизации (повышение самоконтроля, рост АД, концентрация внимания и др.).
Этап острых психических реакций входа. На данном этапе личность уже включена в новые социальные условия и отражением происходящего становится та или иная реакция на них. Адаптант чувствует воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды (например, столкнулся впервые с необходимостью принять решение в новых условиях, впервые ответил у доски).
Характерными проявлениями на данном этапе социальной адаптации становятся реакции переживания состояния фрустрации, тревоги, неуверенности и др.
Актуальные переживания могут вызвать конструктивные (адекватное замещение способа удовлетворения потребности, переоценка ситуации и т.д.) или деструктивные (агрессия, бегство от ситуации, «уход в пассивное состояние» и т.д.) реакции. В дальнейшем, в случае благоприятного развития адаптационного процесса, личность переходит на новый этап адаптации, обозначенный как этап завершающего психического напряжения.
Этап завершающего психического напряжения характеризуется определённой подготовкой психики к актуализации прежних режимов функционирования, актуализации привычных способов и форм поведения, с предстоящим возвращением к привычной жизни и переходом на завершающую стадию процесса адаптации. Личность возвращается к привычным для неё формам поведения и реагирования, но уже в «новых» социально-психологических условиях.
Этап острых психических реакций выхода – характеризуется этот этап включением комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую «среду обитания» .
Эмоционально характеризуется включением ресурсных механизмов психики, снижением общей и ситуативной тревожности, снижением АД, общей гармонизацией протекания психических процессов и реакций (проявление позитивного настроя, яркость и чёткость эмоциональных проявлений).