Общественное мнение – это тип массового сознания, в котором прослеживается завуалированно или открыто отношение каких-либо социальных групп к различным событиям и процессам из их реальной жизни, которые затрагивают их потребности и интересы.
Общественное мнение формируется стихийно и сознательно. Эволюционное развитие общественного мнения берет начало с образования племени или клана и формирования семейного очага.
До того, как начали образовываться такие союзы, действия человека подчинялись лишь эгоизму, а после этого начинается регуляция человеческих действий через интересы союза. Руководить таким регулированием повсюду так называемое общественное мнение, которым определяется понятие добра и зла с позиций интересов общества, а не с позиций лишь личного стремления отдельного индивида.
Позже был сформирован аппарат суда, но суд не смог устранить силу и значимость общественного мнения, которому принадлежит огромное значение и в наиболее простых обществах, и в социальных организациях высокой степени развития. Общественное мнение при этом выступает в качестве более тонкого инструмента оценивания деятельности людей, нравственных поступков, мыслей и чувств индивида, которые суд вообще не способен оценить. Общественным мнением вносится совершенно определенная собственная оценка всего нравственного поведения.
Общественное мнение связано с такими общественными явлениями как известность и популярность, выступающими для многих как побудители к действиям, имеющим собственный характер и общественный интерес.
Принято выделять три этапа формирования общественного мнения:
Социологами отмечено три необходимых условия функционирования и развития общественного мнения:
Таким образом, общественным мнением называют не любое мнение, а только то, которое соответствует критериям общественной значимости, дискуссионности и компетентности.
Общественное мнение характеризуется следующими свойствами:
Институциональными свойствами общественного мнения являются:
Основными источниками становления и развития общественного мнения являются прямое наблюдение за окружающим, одобрение или неодобрение каких-либо действий, решений и высказываний, а также СМИ, которые оказывают непосредственное влияние на мнения, оценки и человеческое поведение.
На основании содержания высказывания общественное мнение может быть выражено оценочными, аналитическими и конструктивными суждениями, а в зависимости от знака высказывания они могут быть позитивными или негативными. По структуре общественное мнение может быть монистическое и плюралистическое. Формирование общественного мнения может быть стихийное или сознательное. В нем могут содержаться правильные и иллюзорные представления относительно действительности. В последнее время становится популярным мировое общественное мнение, предметом которого выступают глобальные вопросы сохранения жизни на Земле.
На сегодняшний день известно свыше двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известными среди них являются Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественного мнения», Левада-Центр, Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Ксиссельмана (Санкт-Петербург) и пр. В США Американский институт общественного мнения, который основан Дж. Гэллапом в 1935 году.
Нельзя забывать, что отсутствие учета общественного мнения, потеря общественное поддержки проводимого курса могут существенно влиять на конкретные субъекты политического процесса, но и непосредственно по самим основам социальной системы и государственности.
Особую роль в процессе становления общественного мнения играет вера. Изучение душевных и нравственных основ бессознательного дает возможность воздействовать на смысловой состав общественного мнения, направления его течения и тенденции изменения и развития.
Формирование общественного мнения – очень сложные процесс, который определяется не только воздействием движущих сил человеческой деятельности, таких как потребности, ценности, стереотипы и установки. Содержание и интенсивность формирования общественного мнения зависят от духовно-психологических образований, которые существуют в обществе. Помимо этого, формирование и динамика развития общественного мнения влияет на экономические, политические, нравственные и иные условия.