Социальная философия Макиавелли


Социальная философия Макиавелли

В период Возрождения в сфере социально-политических воззрений и идей произошли кардинальные изменения, повлиявшие на особенности правления государственной власти. В Средневековье все научные открытия основывались на теократических взглядах, которые были описаны в трудах Фомы Аквинского, Августина и других мыслителей. Однако крайне необычное и во многом опережающее тот период времени учение о владычестве и правительственных влияний развил выдающийся итальянец (флорентинец) Никколо Макиавелли.

Жизненный путь Никколо Макиавелли

Мыслитель родился в 1469 году в семье обычного флорентийского правоведа. Родители старались дать сыну достойное образование, которое не считалось конкурентоспособным. Поэтому Никколо Макиавелли всегда стремился к знаниям, являющиеся практическими наблюдениями за повседневностью Флоренции. Процесс развития творческого потенциала в полной мере окупил ожидаемые результаты. Философия и история особенно интересовали будущего мыслителя, в связи с чем он и решил связать свою жизнь с этими научными направлениями.

Замечание 1

Государственная и интеллектуальная деятельность Макиавелли расцвела в период длительных междоусобных, государственных внешних конфликтов, что повлияло на его дальнейшее творчество.

Философ пытался отразить сущность политических процессов и их особенности в своих работах. Стоит отметить, что на мировоззрение мудреца сильно повлиял Папа Римский, будучи яркой социальной и политической личностью.

Наблюдая за многообразием и сложностью «дворцовых козней», Макиавелли описал их в произведениях. Ученый имел достаточно резкие циничные взгляды на манеру государственного правления, что отображает его творение «Государь». Он считал, что правитель имеет право руководствоваться в собственных поступках только политическими интересами страны, а не морально-этическими правилами, в силу которых владыке допускается нарушать учрежденные международные контракты.

Умер Макиавелли в 1527 году, оставив после себя множество интересных научных трудов. Но на сегодняшний день место его захоронения остается безымянным.

Социально-философские воззрения Никколо Макиавелли

Для развивающейся в те годы политической и социально-философской концепции ученого характерно, что он называл себя человеком действия, способного быстро осмыслить происходящие в государстве события. После распада Флорентийской республики и реконструкции в 1512 г. неоднократно проявивший себя республиканец был удален из города в небогатое поместье и лишен службы. Здесь в 1513-1520 гг. он и начал творить, создав самые важные свои произведения.

Для истории социологии и философии особенно ценится «Государь» (1513 г., впервые представлен обществу уже посмертно в 1532 г.). В этот же период было написано и другое, в философском аспекте не менее значимое творение — «Воззрения на первую декаду Тита Ливия». Необходимо упомянуть и «Историю Флоренции», после написания которой республиканский философ оказался под следствием и был подвержен пыткам по подозрению в участии в сговоре против Медичи.

Одним из первых в период перехода к новой эре европейских традиций Макиавелли сформулировал достаточно устойчивую универсалию «человеческой сущности», основы которой он взял из примеров наиболее близкой ему категории итальянских горожан, популяризируя их на все общество — не только своего государства и эпохи, но и прошлых столетий греко-римской империи. Интерпретирующие идеи Макиавелли автора часто выделяют некий пессимизм его понимания значимости человека, согласно которому «о людях можно сказать, что они непостоянны, склонны к обману и интригам, что их отпугивает возможный риск, влечет дешевая нажива». Однако, вероятно, именно такого рода обреченность предохраняла мыслителя от религиозных заблуждений в оценке человеческих поступков.

Замечание 2

Рационалистический фактор социально-философского учения Макиавелли практически исключает проблему существования Бога.

Тем более, что этот пессимистически настроенный философ не демонстрировал особого интереса к единой культурной проблематике, к вопросам определенной метафизики. Будучи проницательным политиком, он хорошо осознавал, что без конкретной религии, в которой прежние народные массы в основном находили единственную духовную отраду, государственная или социальная жизнь невозможна. Вместе с тем такое мнение вовсе не заставило Макиавелли принять католическую веру, господствующую на территории Италии.

Ключевая политическая забота известного итальянского автора определялась бедственным состоянием прежней Италии, разломленной и бессильной перед властью ее всесильных соседей. В принципе Макиавелли, так много делавший для родной страны, оставался приверженцем республиканского правительственного устройства. Но он осознавал невозможность его внедрения в масштабах всех итальянских городов, нереальность их объединения на демократических принципах. Отсюда и воззрение «нового государя», давшее название одному из двух его значимых для философии социально-философских творений.

По мнению Макиавелли, хороший правитель должен сочетать в своих поступках и в себе качества льва, который может легко справиться с проблемами и одолеть самого могущественного врага, а также лисицы, способной обмануть любого хитреца. Такой тип политического вероломства давно называется принципом макиавеллизма. Для антипатического значения данного термина сам автор «Государя» не описывал серьезных оснований. Напротив, он в полной мере постиг политическую систему.

Значимость философа в общественной истории

Роль учений великого итальянского мыслителя Макиавелли имеет масштабный характер. Автор полагает, что личностные особенности характера самодержца способны привести государство либо к краху, либо к политическому триумфу. Мудрец одобряет такие качества, как жестокость и жадность. Первое сводится к недопущению гибели всего общества с помощью маленьких человеческих жертв (наглядные казни ради предотвращения назревающего восстания). Второе качество помогает удержать целостность государственной казны, позволяющая сыграть существенную роль в случае военных конфликтов, избегания дополнительного налогообложения населения.

После таких высказываний философа вечная тема о необходимости жесткой господствующей власти встала особо остро в пользу практичности последней. Макиавелли считал, наблюдая за распадом Италии и огромным количеством неудавшихся правительств, что нерешительный и мягкий правитель не способен противостоять завистникам, заговорщикам, неуправляемости общества, что в результате неизбежно приведет государство к бедственному положению, гибели народа.

Если говорить более понятно и кратко, власть в стране должна быть организованной и централизованной. Только такая система может компенсировать слабость императора. Из вышесказанного получается, что флорентийский мыслитель не принимал гуманизм, утверждая, что интересы нации господствуют над индивидуальными терзаниями.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :