Рене Декарт является основоположником философии дуализма. Центральная идея его системы состоит в том, что мир представлен двумя независимыми друг от друга субстанциями – материей и духом, обладающими разными свойствами и лишенными возможности взаимодействовать между собой.
Главным свойством материи является протяженность. Она способна делится на бесконечное количество бесконечно мелких частиц и составляет все материальные, видимые объекты внешнего мира. Материя способна к движению, под которым Декарт понимал перемещение частиц материи в пространстве, т.е. исключительно механическое движение. Наделив материю способностью двигаться философ был вынужден определить некую первопричину этого движения, его источник, в качестве которого им представлен бог.
Бог играет в учении Декарта роль третьей, совершенной сущности, благодаря которой возник этот мир и которая не нуждается ни в чем кроме самой себя. Эта абсолютная сущность выполняет роль первопричины как для материи, так и для духа, превосходя их во всем.
Материальный мир с точки зрения философа становился объектом изучения физики, которая должна быть построена исключительно на материалистических основах. При этом он не делал различий между органическим и неорганическим миром, представляя животных и человека в виде механизмов. Главным отличием человека выступало наличие в нем не только материальной, но и духовной сущности.
В отличие от материи, дух неделим, его главным атрибутом является разум или мышление. Изучением духа с точки зрения Декарта должна заниматься метафизика, т.е. философия, что приводит к смещению объекта философской науки с бытия на разум, и приближает Декарта к идеалистам. Главным вопросом философии становится вопрос познания, так как разум является единственным средством для достоверного открытия сущности и качеств вещей материального мира, в то время как непосредственные ощущения и опыт иллюзорны и не могут дать знания. Подобное разграничение связано с тем, что восприятие, равно как и опыт, продукты материи, а знание принадлежит сущности духа, которые не взаимодействуют между собой.
Наиболее ярко противоречия материи и духа раскрываются при рассмотрении концепции человека. Человек представляет собой машину, действующую согласно логике материальной субстанции, в то время как дух, заключенный внутри оков тела, является лишь невольным наблюдателем, который претерпевает страдания из-за переживания грубых аффектов материального тела. Вместе с тем, рассматривая механистическую концепцию телесного действия Декарт первым описывает схему, которую в последствии откроет и зафиксирует Павлов – схему рефлекса. В терминах Декарта рефлекс выглядит следующим образом:
Согласно логике дуализма, объектом философии становится исключительно духовная субстанция – разум и мышление, а центральным вопросом – познание. Познание, с позиции Декарта, возможно лишь посредством чистого разума, не замутненного физиологическими ощущениями и телесным опытом. Как следствие, для объяснения причины, благодаря которой в сознании появляется знание, Декарт вводит понятие врожденных идей.
Врожденные идеи представляют собой заранее заложенные в разум представления о самых различных вещах и сущностях, боге, числе, протяженности и т.д. которые разум способен достичь и превратить в ясное знание. Опыт же в свою очередь выступает лишь подтверждением врожденных истин.
Главным механизмом познания выступает сомнение. Декарт предлагает использовать индукционный путь, от общей идеи к частным ее проявлениям, подвергая сомнению и отвергая все ее составляющие, которые предстают разуму неочевидным. Последовательная череда сомнений приводит Декарта к пониманию того, что самоочевидным может быть лишь сам разум, благодаря чему рождается знаменитая формула: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Вместе с тем познание осуществляется не абстрактной сущностью, Декарт вводит понятие субъекта - осознающего себя мыслящего сознания. Соответственно все на что направлен субъект в своем познании предстает перед ним объектом. Объекты в свою очередь могут быть трех видов:
Несмотря на несомненные заслуги Декарта как собственно в философии, так и в естественных научных дисциплинах, многие его идеи подвергались критическому осмыслению, в том числе его современниками.
Так Спиноза, другой представитель рационалистической философии, подвергает сомнению дуализм Декарта, постулируя моническую систему мира, согласно которой существует единственная субстанция – это бог, и не материальный, ни духовный мир не способны существовать вне бога.
Лейбниц, напротив, предполагает существование бесконечного числа рядоположных субстанций – монад, из которых состоят объекты как материального, так и духовного порядка, будучи реализуемы монадами различного уровня.
Философы эмпирического направления – Локк, Бекон, Гоббс подвергали критике теорию познания Декарта, предлагая альтернативный путь мышления, от частного к общему посредством дедукции. Источником знания выступает реальный опыт человека и его чувственные образы, а разум лишь классифицирует их, и выявляет связи, выстраивая на основе непосредственной информации опосредованное знание. Врожденные идеи отрицаются ими, а человек рассматривается как чистый лист, формирующийся в процессе жизни.