Рынок несовершенной конкуренции


Рынок несовершенной конкуренции

Общие черты рынков несовершенной конкуренции

Рынки несовершенной конкуренции - это рынки, на которых блокируются в большей или меньшей степени механизмы саморегуляции. К ним относится спрос и предложение, цена, конкуренция.

Общие черты рынков совершенной конкуренции:

  1. Ограниченное количество продавцов;
  2. Дифференцированной/недифференцированность продукции;
  3. Барьеры входа на рынок;
  4. Несовершенство информации.

Особенности рынка несовершенной конкуренции

Особенности рынков несовершенной конкуренции рассмотрим на примере основных видов такого типа конкуренции.

Монополия – это рыночная структура, представленная одним продавцом. Несовершенство рынка достигает наивысшей степени. Сущностные характеристики:

  • На рынке действует единственный производитель-гигант (поэтому потребитель вынужден соглашаться на его ценовые условия.);
  • Продукция, уникальна или незаменима (в силу того спрос низко эластичен на такую продукцию);
  • Фирма - монополист обладает полной информацией: монополист, фактически представляет собой отрасль и потому точно знает объем рынка, может отслеживать изменения объемов продаж, сам устанавливает цены на свою продукцию.
  • Высокие барьеры выхода на рынок и ухода с рынка.

Монополистическая структура рынка долговременно существует только там, где существуют непреодолимые барьеры для вхождения на рынок независимых товаропроизводителей – конкурентов.

Основные барьеры, формирующие монополистическую структуру отрасли:

  • Экономические барьеры: крупный масштаб бизнеса, высокая капиталоемкость и т.д.;
  • Легальные барьеры: правовые, права интеллектуальной собственности, научно-технические достижения и т.д.;
  • Нелегальные барьеры: нечестная конкуренция, демпинг.

Монополистом может быть и фирма-первопроходец на данном рынке. В этом случае нет никаких барьеров: другие предприниматели просто выжидают, анализируя прибыльность бизнеса «первопроходца». Какое-то время фирма-первопроходец как монополист может получать сверхприбыли за счет сверхприбылей. Монополистические прибыли – стимул предпринимательской деятельности, стимул поиска и производства нужных потребителю товаров и услуг.

Можно выделить такие виды монополии, как:

  • Патентная монополия: позиция фирмы на рынке защищена правовым барьером. Патентная монополия служит стимулом для изобретательства, создает экономические условия для технического прогресса.
  • Краткосрочная монополия – монополия, которая обеспечивается единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха.
  • Естественная монополия - частный случай монополистической структуры рынка, обусловлена преимуществами крупного производства, когда единственный производитель обслуживает рынок более, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм.
  • Искусственная монополия возникает в результате агрессивной политики фирмы и представляет безусловное зло в отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью, по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

Основные признаки монополизации рынка:

  • Концентрация большой доли рынка в руках одной фирмы;
  • Переплетение ведущей фирмы с конкурентами.

Также выделяют олигополию, при которой доминирует небольшое число продавцов, вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Виды олигополии:

  • Нескоординированная олигополия – рынок, на котором фирмы-олигополисты в процессе достижения своей цели – получения прибыли не вступают ни в какие контакты друг с другом и не учитывают интересы друг друга.
  • Картель (или сговор) фирм - рынок, на котором фирмы-олигополисты с целью получения монополистической прибыли договариваются друг с другом по целому ряду параметров хозяйственной деятельности на долгосрочную временную перспективу. Идеальный картель устанавливает цены и объемы производства на уровне, который избрала бы монополия. Поэтому получаемая участниками картеля прибыль есть, по сути, прибыль монополистическая.
  • Картелеподобная структура рынка - рынок, на котором фирмы – олигополисты с целью получения максимально возможной прибыли сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для всех участников рынка, что способствует установлению в отрасли равновесия Курно или близкого к нему состояния.

Следует отметить, что так как в картеле объединяются хозяйствующие субъекты с разным уровнем издержек, их прибыли могут быть разными, следовательно, от создания картеля одни участники выигрывают больше, другие – меньше. Соответственно у тех, кто выигрывает меньше, есть желание получить больше, что влечет нарушение картельных соглашений, в их числе, нарушения квот, тайное снижение цены.

Картелеподобная структура связана с ценовым лидерством, которое может проявляться в:

  • Барометрическом лидерстве: сговора как такового нет, но все фирмы, ориентируясь на лидера, ведут себя почти также, как если бы он был.
  • Единой методике ценообразования по схеме «издержки плюс»: хозяйствующие субъекты отрасли берут ориентир на примерно одинаковый «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам.
  • Фокальных точках: информативное оповещение фирмой – лидером участников рынка о своих намерениях в ценовой политике: например, установление лидером цены на уровне 999 ден. ед . говорит о том, что она намеревается закрепить цену в размере 1000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :