Общие черты рынков несовершенной конкуренции
Рынки несовершенной конкуренции - это рынки, на которых блокируются в большей или меньшей степени механизмы саморегуляции. К ним относится спрос и предложение, цена, конкуренция.
Общие черты рынков совершенной конкуренции:
- Ограниченное количество продавцов;
- Дифференцированной/недифференцированность продукции;
- Барьеры входа на рынок;
- Несовершенство информации.
Особенности рынка несовершенной конкуренции
Особенности рынков несовершенной конкуренции рассмотрим на примере основных видов такого типа конкуренции.
Монополия – это рыночная структура, представленная одним продавцом. Несовершенство рынка достигает наивысшей степени.
Сущностные характеристики:
- На рынке действует единственный производитель-гигант (поэтому потребитель вынужден соглашаться на его ценовые условия.);
- Продукция, уникальна или незаменима (в силу того спрос низко эластичен на такую продукцию);
- Фирма - монополист обладает полной информацией: монополист, фактически представляет собой отрасль и потому точно знает объем рынка, может отслеживать изменения объемов продаж, сам устанавливает цены на свою продукцию.
- Высокие барьеры выхода на рынок и ухода с рынка.
Монополистическая структура рынка долговременно существует только там, где существуют непреодолимые барьеры для вхождения на рынок независимых товаропроизводителей – конкурентов.
Основные барьеры, формирующие монополистическую структуру отрасли:
- Экономические барьеры: крупный масштаб бизнеса, высокая капиталоемкость и т.д.;
- Легальные барьеры: правовые, права интеллектуальной собственности, научно-технические достижения и т.д.;
- Нелегальные барьеры: нечестная конкуренция, демпинг.
Монополистом может быть и фирма-первопроходец на данном рынке. В этом случае нет никаких барьеров: другие предприниматели просто выжидают, анализируя прибыльность бизнеса «первопроходца». Какое-то время фирма-первопроходец как монополист может получать сверхприбыли за счет сверхприбылей. Монополистические прибыли – стимул предпринимательской деятельности, стимул поиска и производства нужных потребителю товаров и услуг.
Можно выделить такие виды монополии, как:
- Патентная монополия: позиция фирмы на рынке защищена правовым барьером. Патентная монополия служит стимулом для изобретательства, создает экономические условия для технического прогресса.
- Краткосрочная монополия – монополия, которая обеспечивается единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха.
- Естественная монополия - частный случай монополистической структуры рынка, обусловлена преимуществами крупного производства, когда единственный производитель обслуживает рынок более, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм.
- Искусственная монополия возникает в результате агрессивной политики фирмы и представляет безусловное зло в отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью, по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.
Основные признаки монополизации рынка:
- Концентрация большой доли рынка в руках одной фирмы;
- Переплетение ведущей фирмы с конкурентами.
Также выделяют олигополию, при которой доминирует небольшое число продавцов, вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
Виды олигополии:
- Нескоординированная олигополия – рынок, на котором фирмы-олигополисты в процессе достижения своей цели – получения прибыли не вступают ни в какие контакты друг с другом и не учитывают интересы друг друга.
- Картель (или сговор) фирм - рынок, на котором фирмы-олигополисты с целью получения монополистической прибыли договариваются друг с другом по целому ряду параметров хозяйственной деятельности на долгосрочную временную перспективу. Идеальный картель устанавливает цены и объемы производства на уровне, который избрала бы монополия. Поэтому получаемая участниками картеля прибыль есть, по сути, прибыль монополистическая.
- Картелеподобная структура рынка - рынок, на котором фирмы – олигополисты с целью получения максимально возможной прибыли сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для всех участников рынка, что способствует установлению в отрасли равновесия Курно или близкого к нему состояния.
Следует отметить, что так как в картеле объединяются хозяйствующие субъекты с разным уровнем издержек, их прибыли могут быть разными, следовательно, от создания картеля одни участники выигрывают больше, другие – меньше. Соответственно у тех, кто выигрывает меньше, есть желание получить больше, что влечет нарушение картельных соглашений, в их числе, нарушения квот, тайное снижение цены.
Картелеподобная структура связана с ценовым лидерством, которое может проявляться в:
- Барометрическом лидерстве: сговора как такового нет, но все фирмы, ориентируясь на лидера, ведут себя почти также, как если бы он был.
- Единой методике ценообразования по схеме «издержки плюс»: хозяйствующие субъекты отрасли берут ориентир на примерно одинаковый «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам.
- Фокальных точках: информативное оповещение фирмой – лидером участников рынка о своих намерениях в ценовой политике: например, установление лидером цены на уровне 999 ден. ед . говорит о том, что она намеревается закрепить цену в размере 1000.